Эдуард Бояков открыл в Москве Новый театр

На фото – Эдуард Бояков на пресс-конференции, посвящённой открытию Нового театра © соцсети Нового театра

12 сентября в Москве открылся частный Новый театр, созданный Эдуардом Бояковым. Бывший худрук МХАТа имени Горького рассказал журналистам о системе ценностей своего нового детища и ближайших премьерах с участием Леонида Якубовича, Дмитрия Певцова и Евдокии Германовой.

Вечером того же дня коллектив показал на сцене Московского театра мюзикла свою первую работу — спектакль «Бессмертный голос». Музыкально-поэтическую постановку на основе стихов Арсения Тарковского, Иона Дегена, Ольги Берггольц, поэмы Твардовского «Василий Тёркин», текстов современных поэтов Игоря Караулова и Влада Маленко Бояков создал вместе с бывшим актёром и режиссёром МХАТа имени Горького Валентином Клементьевым. Последний также принял участие в вечере «русской военной поэзии» («о войне, о подвигах, о Донбассе», в формулировке Боякова) и как артист, а в числе его партнёров по спектаклю были Леонид Якубович, Евдокия Германова, Павел Устинов. Заявленная вместе с ними Полина Агуреева, по словам Боякова, заболела и в премьерном показе принять участия не смогла.

Напомним, о намерении создать собственный театр Бояков сообщил практически сразу после того, как был уволен с должности худрука МХАТа имени Горького (он занимал этот пост с 2018 по 2021). Теперь он стал художественным руководителем Нового театра, должность директора заняла Мария Кубланова, работающая в тандеме с Бояковым со времён сотрудничества в театре «Практика».

На фото – здание усадьбы Салтыковых-Чертковых © соцсети Нового театра

На сайте Нового театра опубликован «манифест». В этом коротком тексте говорится: «Мы утверждаем, что поиск нового следует вести на территории традиции. Ибо новые смыслы — это вечные смыслы. <…> Важно: мы работаем, ищем, экспериментируем в пространстве русской культуры». Там же перечислены «ценности и идеология»: «традиционализм, современный язык, новая актёрская антропология». Последнее означает «определённую этическую парадигму существования артиста, равно здорового телом и духом»: «Мы строим театр в соединении с Школой Нового театра — совместном образовательном проекте с университетом „Синергия“». Президент корпорации «Синергия» Вадим Лобов — один из членов попечительского совета Нового театра. Предполагается, что существовать театр будет на средства меценатов (председатель попечительского совета — коммерческий директор Уральской горно-металлургической компании Игорь Кудряшкин).

Основной (но не единственной) его площадкой станет усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой улице. На официальном сайте Нового театра истории здания уделено особое внимание. Поэтапно прослеживая судьбу особняка, упоминая Гоголя и Толстого, авторы справочного раздела завершают его микроглавами «Игорный дом» («Чем здесь занимались? В основном, играли в карты на деньги. Так что на смену интеллектуальному времяпровождению дворянства пришла коммерция и даже криминал»), «Феликс Дзержинский» («Шефствовал над клубом Феликс Дзержинский — заходил с Лубянки, где с 1919 года располагается Особый отдел Московской ЧК») и «Новый театр» («Эту страницу мы пишем вместе с вами!»).

Очевидно, что насыщенная «биография» здания будет отражена в первой премьере Нового театра. 18 ноября здесь сыграют иммерсивный спектакль «Лубянский гримёр», который «перенесёт гостей в атмосферу русского крепостного театра начала XIX столетия». Бояков и Алексей Зензинов сочинили пьесу-адаптацию «Тупейного художника» Лескова, получив в результате два сюжета-маршрута — любовную линию и историю появления профессионального русского театра. Предполагается, что за один вечер «по анфиладам и залам полного тайн и призраков Дома Черткова» будут проходить четыре группы по 50 человек каждая. Сочиняют «Лубянского гримёра», помимо Боякова, два режиссёра Нового театра, с которыми он сотрудничал во МХАТе имени Горького — создательница «Чудесного грузина» Рената Сотириади и покинувший МХАТ после почти 25 лет работы Валентин Клементьев. Роль Графа в премьере сыграет Леонид Якубович.

На фото — Дмитрий Певцов в спектакле «Лавр» © newtheatre.ru

Напомним, Якубович играл у Боякова и на сцене МХАТа имени Горького в спектакле «Лавр» по одноимённому роману Евгения Водолазкина. Эту работу предполагается «воскресить» до конца сезона на сцене Нового театра — заглавную роль по-прежнему будет исполнять актёр и депутат Дмитрий Певцов.

Кроме того, Новый театр анонсировал ещё одну премьеру — спектакль Валентина Клементьева «Скупой» по пьесе Мольера. Главную роль в постановке также сыграет Леонид Якубович, а его партнёршей станет Евдокия Германова.

Также на пресс-конференции 12 сентября Бояков сообщил, что в Новом театре планируют вечер памяти погибшей публицистки Дарьи Дугиной — на сороковой день после её смерти. «В этот день, может быть, не в формате спектакля какого-то или специального вечера, но мы соберёмся, — цитирует слова Боякова ТАСС. — Вечер памяти Даши Дугиной — это не конъюнктура, это не политика. Это о человеке, который с нами работал, с нами жил».

Комментарии
Предыдущая статья
Умер Жан-Люк Годар 13.09.2022
Следующая статья
Меланхолия. Часть 2: «И» – любовь 13.09.2022
материалы по теме
Новости
Умер украинский театральный критик Олег Вергелис
О том, что театрального критика Олега Вергелиса не стало 30 сентября, сообщили его друзья на странице Вергелиса в соцсетях. Он умер на 56-м году жизни после тяжёлой продолжительной болезни.
Новости
В Москве открывается фестиваль моноспектаклей «SOLO-2022»
Сегодня, 1 октября, в Театральном центре СТД РФ «На Страстном» стартует фестиваль «SOLO». Девять дней подряд на смотре будут играть по два моноспектакля (один — «На Страстном», другой — в Боярских палатах), а заключительным событием 10 октября станет спектакль Данила Чащина «Говорит Москва» с Натальей Теняковой.