Стихи Александра Володина собрали под одной обложкой

Александр Володин. Фото с сайта tvkultura.ru

В петербургском издательстве Symposium выходит самое полное собрание стихотворений Александра Володина.

Сборник со столь же предсказуемым, сколь и закономерным названием «Простите, простите, простите меня…» (по первой строчке самого, должно быть, известного стихотворения Володина), по мнению издателей, — книга, которая «полезна и историку театра, и исследователю. Но главное — она созвучна мыслям многих читателей».

Очевидно, что в случае с Александром Володиным публикация стихотворений — важный шаг к пониманию и осмыслению драматургии. Лиризм, исповедальность, стремление к негромкому разговору — в период, когда в почёте громкие и отчётливые выкрики, — были в разной степени присущи самым непохожим пьесам Володина и сделали его сперва одним из тех, кто формировал лицо «оттепельного» театра, а впоследствии — тем, кто всё дальше уходил от «реализма» к притче, по пути создавая не только пьесы, но и киносценарии. В обоих случаях речь шла о попытке ощутить и выразить в человеке — персонаже и даже самом себе — неуловимое течение времени (или безвременье). Поэтому поэзия как таковая во все периоды жизни Александра Володина оставалась важной составляющей его драматургии.

Стихи автор «Пяти вечеров», «Осеннего марафона», «Назначения» и «Фабричной девчонки» писал на протяжении всей жизни, относился к ним с иронией и называл «полустихами» — так, автор предисловия к выходящему в середине мая сборнику Игорь Кузьмичёв цитировал в одной из публикаций володинские слова: «„Полустихам“ было предпослано краткое предуведомление „От автора“, где Володин объяснял: „Это я называю полустихами, они — без метафор, внезапных образов. Зачем тогда? У меня было тяжкое состояние, и я стал писать заклинания самому себе. Первое заклинание было про то, что стыдно быть несчастливым…“». А автор послесловия к той же книге филолог Елена Гушанская в недавней статье, приуроченной к 95-летию со дня рождения драматурга, подытоживала, размышляя о его поздних годах: «Володин стал писать стихи как бы невсамделишные, „непритворяющиеся поэзией“ (С. Юрский), горько-смешные, простые и афористичные, стал писать „Записки нетрезвого человека“. Потом сам стал появляться на экране в качестве уходящей натуры и материализовать историю своим собственным физическим существованием, что в 1990-е и 2000-е годы, кажется, стало самой впечатляющей формой художественного воздействия».

Отметим, что новый сборник, выходящий в середине мая, — книга «в твёрдой обложке», более чем на пяти сотнях страниц которой стихотворения из сборников «Так неспокойно на душе» (1993), «Монологи» (1995) и «Попытка покаяния» (1999), поэтическая книга «Неуравновешенный век» (1999), составленная и отредактированная самим Володиным, а также ранее не публиковавшиеся стихотворения. Часть из них в виде машинописного сборника хранилась в архиве «Петербургского театрального журнала» и была опубликована лишь в виде небольшой подборки, подготовленной Игорем Кузьмичёвым.

Напомним, в феврале этого года исполнилось 100 лет со дня рождения Александра Володина.

 

* * *

Что-то изменилось.

Были внутри круга

и критиковали окружающую окружность,

и злились на её неровности,

и старались их выровнять…

Что-то изменилось.

Стоим снаружи, вне круга,

каждый — поодаль,

друг друга почти не видно,

и круг этот исправлять

нет уже смысла!

Это и не круг вовсе,

а чёрт знает что…

70-е гг.

Комментарии
Предыдущая статья
Екатеринбургский ЦСД сыграет в Тюмени десять спектаклей за три дня 07.05.2019
Следующая статья
Александру Калинину сделали ЭКГ и позволят получать лекарства в передачах 07.05.2019
материалы по теме
Новости
Объявлен шорт-лист Всероссийского драматургического конкурса «Авторская сцена»
Драматургический конкурс «Авторская сцена» назвал имена шести драматургов, которые станут участниками Всероссийского семинара драматургов «Авторская сцена-2019». В этом году он пройдет в городе Советск Калининградской области с 1 по 10 июня. 
Новости
Изданы тексты Луи Альтюссера о Стрелере и Брехте
В рамках издательской программы «100×150» фонда V-A-C и Artguide Editions вышел сборник эссе и писем Луи Альтюссера «Об искусстве». В книгу карманного формата вошли, в частности, тексты 1968 года о театре и драматургии.