Каталог лучших независимых театров. Петербург. XXI век

Театро Ди Капуа. Спектакль "Медея. Эпизоды".

Петербург в театральном плане — локация уникальная. Ни в одном другом городе страны вы не найдете cтолько независимых театров, в которых буквально бурлит разнообразная творческая жизнь. Их расположение обнаружить непросто. Гид журнала ТЕАТР. рассказывает про 26 театральных структур, образовавшихся в XXI веке — о том, кто их создал, где их искать и что в них смотреть.

«Такой театр»

Самый популярный независимый театр нулевых, недавно переживший апгрейд

Год создания – 2001. Создатель: Александр Баргман. Руководитель: Александр Баргман. Арт-директор: Игорь Сергеев (2016 – настоящее время).
Спектаклей в репертуаре: 17 (один из них – детский). С театром сотрудничает около 40 артистов.

«Такой театр» родился из спектакля «Черствые именины», который поставила как дипломный актриса и певица, создательница группы «Колибри» Наталья Пивоварова (погибла в сентябре 2007 года) с актерами Александром Баргманом, Ириной Полянской и Александром Лушиным. Тотальный стеб над жанром мелодрамы и всеми театральными штампами, в который превратилась пьеса Г. Соколовой (по жанру – как раз кондовая мелодрама), был сразу же номинирован на «Золотую маску». Именно эта постмодернистская ирония, которой не избежали и классики, стала фирменной интонацией театра.

Почти все спектакли «Такого театра» до 2016 года ставились самим Александром Баргманом (иногда в соавторстве с актрисой Анной Вартаньян, активно сотрудничавшей с театром) и становились настоящими хитами городской афиши: «Жан и Беартис», чеховский «Иванов», «Каин» по текстам Байрона и Клима, «Время и семья Конвей», «Человек случая» по пьесе Ясмины Реза. Всего спектаклей за баргмановский период вышло более 20, все они шли в камерных пространствах – на площадках «Особняка», музея-квартиры Достоевского и других, и в каждом из них, кроме ощутимой доли театральной иронии, направленной на театр традиционно-нафталинный, в той или иной мере присутствовали элементы игры в театр и лихая актерская импровизация, местами граничившая с капустником. Фантазия создателей театра сильно превосходила его финансовые возможности – грантов комитета по культуре хватало только на постановки, актеры и сотрудники цехов получали копейки от билетных продаж после арендных выплат. В конце концов финансовый кризис превратился в творческий. Единственный поставленный Баргманом спектакль для большой сцены именно с целью финансовой стабилизации театра, «Тестостерон», походил на большинство антрепризных созданий и положения не спас.

Кроме того, за 15 лет существования «Такого театра» его основатели повзрослели, стали востребованными артистами в крупных петербургских театрах, а Баргман и вовсе превратился в одного из самых востребованных режиссеров страны: с 2011 по 2014 годы в Петербурге даже проходил «Такой фестиваль», афиши которого состояли из спектаклей Баргмана, поставленных им в театрах Омска, Тюмени, Новосибирска и других городов. В 2016 году Александр Баргман принял решение передать «Такой театр» в управление молодому режиссерскому дуэту – Игорю Сергееву и Варваре Светловой. Они пришли не с пустыми руками, а с готовым спектаклем «Эффект Чарли Гордона», который сразу полюбился публике.

С сезона 2017/18 годов «Такой театр» впервые за все время своего существования обрел нечто вроде постоянной прописки: он стал одним из основных резидентов площадки «Скороход». Здесь Сергеевым и Светловой были выпущены еще две премьеры: «Мария Стюарт» и «Билли Миллиган» (пьесу об одном из самых известных в истории психических больных, чье сознание вместило в себя 24 личности, написали сами режиссеры, деньги на него почти полностью собрали путем краудфандинга, и этот спектакль вошел в лонг-лист «Золотой маски»). Менеджментом здесь стали заниматься сначала Давид Жарницкий, потом Стас Белозеров. Осенью 2016 году команда «Такого театра» организовала ежегодный форум независимого театра «Площадка vol.2», объявив своей целью «создание единой платформы для поддержки актуального альтернативного театра в Санкт-Петербурге». Круглый стол о проблемах современного театра собрал ведущих театральных деятелей страны: Дмитрия Волкострелова, Бориса Павловича, Евгению Шерменеву, Дмитрия Мозгового и многих других. На втором форуме была организована еще и режиссерская лаборатория: автор лучшего эскиза «Мой дядя Ваня» Филипп Виноградов доделает и выпустит спектакль в «Таком театре» в ноябре 2018 года.

О. К.

Kukfo (Театр «Кукольный формат»)

Авторский кукольный театр, работающий с петербургским мифом

Год создания: 2003. Создатель и руководитель: режиссер и художник Анна Викторова.
Спектаклей в репертуаре: более 20 для детей от 3 лет и взрослых. С театром сотрудничают 15 актеров.

К моменту создания Kukfo у Анны Викторовой было образование художника-кукольника в Театральной академии и опыт работы с Резо Габриадзе над легендарной «Песней о Волге» 1996 года (в качестве мастера по куклам и актрисы). Первый же спектакль в собственном театре, «Всадник Cuprum», где прекрасная чухонка Нева, покинутая Петром, бросалась в реку, а потом, чтобы дотянуться до любимого всадника, устраивала лютое наводнение 1824 года, которое сводило с ума «маленького человека» Евгения, начал собирать аншлаговые залы, а кроме того, получил две «Золотые маски». Родной дядя Анны Викторовой, известный режиссер и продюсер Тимур Бекмамбетов, увидев, что племянница, катая коляску с новорожденной дочерью, вырезает кукол, решил ей помочь материально – и не только деньгами: первые 10 лет существования Kukfo и декорации хранились, и репетиции велись в пустующей квартире Бекмамбетова на той самой Галерной улице, что воспета Ахматовой в «Поэме без героя». В 2007-м изобретательное кукольное шоу для детей «Робин-Бобин» получило еще две «Маски». Потом появился образовательный хит «Микробус и Бактериус», на котором до сих пор питерская детвора учится мыть руки и чистить зубы.

В 2013 году город предложил пространство: 160 кв.м в бывшем каретном сарае во дворе на Пушкинской улице, 19 – практически в тени знаменитого памятника Александру Сергеевичу и в двух шагах от памятника Достоевскому. В театре, каждая постановка которого в той или иной мере исследует петербургский миф, это было воспринято как добрый знак. Ремонт, как обычно и бывает с независимыми театрами, делали сами. На новом месте Анна Викторова, режиссер-постановщик, художник, автор кукол и сценограф в одном лице, продолжила прогулки с классиками. Обновленный спектакль 2007 года «Преступление и наказание» теперь называется «Ошибка студента Раскольникова», но в нем та же точная и остроумная генетическая связь между Аленой Ивановной и старухами Хармса. Этот опыт, а также готический анекдот «Пиковая дама» и по-прежнему актуальный «Всадник Cuprum» эффектно сложились в мистическую петербургскую трилогию. Премьера начала 2018 года «Птифуры» (от 7 лет) – скетчи про стариков и старушек – тоже развивает хармсовскую тему, но для детей. Изящество сценических решений, юмор (в том числе и черный, дерзкий), привычная городу ирония и дух здравомыслия – такова формула этого маленького, но гордого петербургского театра.

А. К.

Театр-студия Karlsson Haus

Кукольный театр от 2+ с европейской атмосферой и образовательными проектами

Год создания: 2006. Директор: Анна Павинская.
Спектаклей в репертуаре: 15 для детей и взрослых. В постоянной труппе 14 актеров.

У театра Karlsson Haus четыре резиденции в центре города: две на набережной реки Фонтанки (на 45 и 70 мест), одна на улице Ломоносова (два зала по 35 мест) и еще одна, новая, на 45 мест с входом прямо через окно с тротуара Фурштатской улицы – она открылась в 2017 году. Karlsson Haus последовательно создает на своих площадках атмосферу европейского театра для всей семьи – без классических рядов, с паллетами, коврами или разноцветными подушками, на которых детвора с удовольствием рассаживается, оставив родителей сидеть на стульях в задней части зала.

Первая команда театра была сформирована группой петербургских кукольников на базе танцевального коллектива Людмилы Павинской: шесть лет театром руководили то скопом, то по одному Борис Константинов (с 2013 – главный режиссер Центрального театра кукол им. Образцова), Денис Шадрин и Алексей Шишков. Хитами той поры стали «Мой Карлсон» и «Ленинградка», нежная сказка о блокадной девочке и домовенке с удивительными спецэффектами.

Нынешний директор Анна Павинская (по первому образованию – врач-реаниматолог), дочь Людмилы Павинской, пришла в театр в 2007 году подработать. Сначала занялась прессой, а потом постепенно и всем остальным. В 2008 году стала директором, параллельно получая второе высшее образование – театроведческое, и проявила редкие способности налаживать контакты как с режиссерами, так и с чиновниками: площадка на Фурштатской появились в результате многократных походов Анны в смольнинские комитеты – по культуре и по управлению госимуществом. Полученное от города «пустое пространство» надо было еще обустраивать, превращать в театр – и эту науку Анна тут же освоила. Не найдя кандидатуры на пост худрука, директор Павинская приняла решение работать без постоянного творческого лидера, приглашая в театр разных режиссеров. Первым из них стал мэтр кукольного театра Алексей Лелявский, он поставил взрослые спектакли Karlsson Haus: «Ваня» (две «Золотых маски»), «Одиссей», «Биография» и Wanted Hamlet. Молодых режиссеров Анна тоже привлекает: например, спектакль «Цыпленок», номинант «Маски», поставила актриса театра Катя Белевич-Ложкина. В отличие от постоянного главрежа, постоянная труппа в театре имеется, чего практически не случается в независимых театрах: артисты здесь работают с трудовой книжкой и постоянной зарплатой. И деньги на это Karlsson Haus зарабатывает сам, давая в неделю 15-18 детских, 1-2 взрослых, а в год – около 960 спектаклей.

Кроме того, Павинская с коллегами инициирует образовательные проекты для актеров, режиссеров и художников театра кукол (летом 2016 года в Karlsson Haus прошла первая летняя лаборатория фигуративного театра – ЛЛФТ: мастер-классы с финальными открытыми показами режиссеров Лелявского, Анны Ивановой-Брашинской, Яны Туминой и Евгения Ибрагимова) и молодых продюсеров (осенний 2017 года Форум театральных менеджеров). В планах у театра – третья ЛЛФТ летом 2018 (на сей раз мастер-классы дадут авторитетные зарубежные режиссеры – Филипп Жорд, Полина Борисова, Рене Бейкер и Давиде Джиовандзана), фестиваль маленьких зарубежных театров кукол (Guest programm), продолжение сотрудничества с Лелявским, Ложкиной, Ибрагимовым, а также проект с одним из самых известных в мире режиссеров театра теней итальянцем Фабриццио Монтекки.

А. К.

Театр Поколений

Театр, ориентированный на современную зарубежную драматургию и зрителей 18+

Год создания: 1990. Создатель и первый художественный руководитель: Зиновий Корогодский. Перезагрузка: 2006. Худрук: Данила Корогодский.
Спектаклей в репертуаре: 11. Актеров в постоянной труппе: 17.

Театр поколений создал на проспекте Обуховской обороны легендарный главреж ленинградского ТЮЗа Зиновий Яковлевич Корогодский после его изгнания из ТЮЗа: за эту позорнейшую страницу отечественной театральной истории ответственности до сих никто на себя не взял. На новом месте Корогодский продолжил прежнее дело: строил семейный театр – от театральных тренингов для всех поколений семьи до спектаклей, на которые ребенок приводит за руку родителей, а не наоборот. В Театре поколений, как и в ТЮЗе, играли ученики мастера, исповедующие его театральную философию. После его смерти актеры предложили возглавить театр сыну Корогодского, театральному художнику Даниле Корогодскому, который художественную политику изменил радикально. В 2006 году Даниле удалось договориться с руководством Петропавловской крепости, и театр четыре года жил в Нарышкином бастионе. В 2010 году труппа переоборудовала в театр бывший заводской цех на Лахтинской, 25. Здесь играют спектакли два раза в неделю по субботам и воскресеньям. Театр живет на доходы от продажи билетов, а также гранты комитета по культуре и СТД РФ.

При Даниле Корогодском и в его сценографии вышло уже 20 спектаклей. На первую же постановку новый худрук пригласил американского режиссера Адриана Джурджа. Его спектакль «Болезни молодости» о потерянном поколении в Австрии начала XX века стал манифестом обновленного Театра поколений и держится в репертуаре до сих пор: здесь говорят о сексе, наркотиках, суициде и манипуляции людьми. Заданный Данилой Корогодским вектор развития продолжают немецкий режиссер Эберхард Кёлер и режиссер и актер труппы Валентин Левицкий. В театр пришла новая публика – люди до 30 лет.

В репертуаре театра преобладают европейские пьесы XX века, которые никогда не ставились в России:    кроме «Болезней молодости» Фердинанда Брукнера, Blackbird Дэвида Харроуэра, «Моя любимая 2soffka» Лауры де Век, «Всего лишь конец света» Жана-Люка Лагарса и «Урод» Мариуса фон Майенбурга (был упомянут в лонг-листе «Золотой маски» за 2015-2016 годы). При этом основа труппы – по-прежнему ученики Зиновия Корогодского. Сочетание новой европейской драмы с актерской школой присвоения и подробного проживания ролей – таков эстетический кодекс Театра поколений нового образца.

В 2017 году театр впервые обратился к документальной драме и пригласил Елену Гремину поставить спектакль о блокаде «67/871» совместно с Эберхардом Кёлером. В тексте спектакля есть не только свидетельства оставшихся в живых блокадников, но и воспоминания немецких солдат, воевавших на Ленинградском фронте. Премьеру сыграли в Берлине 8 сентября 2017 года, в день, когда в 1941-м замкнулось кольцо блокады вокруг Ленинграда. Российская премьера намечена на лето 2018-го.

С. К.

Театр Lusores

Маленький антропологический театр

Год создания: 2007. Создатель и руководитель: Александр Савчук.
Спектаклей в репертуаре: 10. Артистов в постоянной команде: 8.

В 2007 году недавний выпускник режиссерского курса Геннадия Тростянецкого Александр Савчук вместе с однокурсниками сочиняет спектакль с вызывающим названием «Luser XP. Самый плохой спектакль в городе», который представлял собой набор этюдов, абсурдных сценок, скетчей о человеке XXI века и походил на обаятельный «курсовик», соединенный из студенческих работ по актерскому мастерству. На афише спектакля значилось: Театр Lusores (с латинского – игроки), но созвучие названия театра и названия первого спектакля обрекло коллектив на прозвание «Лузеры» в театральной среде, хотя неудачниками их никто не считает – скорее философами-чудаками. Lusores, будучи независимым театральным объединением, с первого спектакля обосновались в гостеприимных стенах бывшей дворницкой в одном из двориков Петроградской стороны – в театре «Особняк», а со второго, третьего, четвертого спектакля проступила истинная суть независимого театрального объединения Александра Савчука. Его театр, так вписавшийся в концепцию «Особняка», – действительно отдельный, не похожий ни на какие другие театральный коллектив, последовательный в своем антропологическом театральном поиске. Савчук с равным интересом превращает в объект исследования поэзию Елены Гуро («Небесные верблюжата») и русские апокрифы, Хармса («Синфония № 2») и гигантский эпос о Гильгамеше (его сценическая интерпретация – целых пять полноценных частей-спектаклей), Заболоцкого («Школа жуков») и Хлебникова («Зангези»). Его интересует звучащее слово, текст, исполненный как ритуал, и ритуал, просвечивающий сквозь древний эпос и сквозь обэриутскую заумь.

Савчук использует артиста (Александр Кошкидько, Виктория Евтюхина, Виталий Гребенщиков и другие) как инструмент для извлечения звуков и форм. И настраивает этот свой небольшой, но постоянный оркестрик на единое звучание. И все же лучший артист для театра Александра Савчука – сам Савчук. В его исполнении даже импровизированный монолог о выборе нового сотового телефона (сайт-специфик спектакль «Гамлет», показанный на фестивале «Точка доступа») выходит за границы повседневного в сторону трансцендентного.

И режиссер Савчук, и театр Lusores будто бы не стремятся к широкой известности, их существованию свойственна негласно провозглашенная аскеза и лабораторность, не требующая зрителя широкого, а требующая зрителя специального, такого, который и ходит в театр «Особняк» – пусть в совсем небольшом количестве, но регулярно и преданно.

О. К.

Театро ди Капуа

Экстравагантный театр швейцарского итальянца, осевшего в Петербурге

Год создания: 2008. Создатель и художественный руководитель: Джулиано ди Капуа.
Спектаклей в репертуаре: 6. С театром сотрудничают: 13 актеров.

Режиссера и актера Джулиано ди Капуа в Петербурге знает все театральное сообщество – лично, а горожане – наверняка визуально. Он выглядит так, как выглядел в своих мечтах Остап Бендер: везде носит непрактичный белый костюм, словно он перемещается не по дождливо-слякотному Питеру, а по Рио-де-Жанейро. Выпускник Вениамина Фильштинского (однокурсник Ксении Раппопорт и Тараса Бибича) он через восемь лет после выпуска из Театральной академии открыл собственный независимый театр и занялся его продюсированием. С самого начала ему во всем помогает актриса армянских кровей Илона Маркарова. Она  же играет ведущие женские роли.

Первая же постановка по документально-свидетельской пьесе американской феминистки Ив Энслер «Монологи вагины» спровоцировала не только волну обсуждений о допустимом в театре, но и взбудоражила чиновников вплоть до тогдашнего губернатора Валентины Матвиенко. В итоге театру сначала запретили писать слово «вагина» на русском на афише, а затем его пришлось и вовсе сократить до одной большой латинской буквы «V». Не сказать, чтобы спектакль совершил открытия в эстетическом плане, но его создатели точно уловили важную социальную тенденцию современности задолго до появления флешмобов #янебоюсьсказать и дела Харви Вайнштейна.

Джулиано ди Капуа проявляет склонность более к эффектам, чем к поискам новых форм. Он ставил спектакли с инженерным театром АХЕ и выдающимися музыкантами – основателем Филармонии джазовой музыки Давидом Голощекиным (спектакль «1900»), аргентинской певицей Габриелой Бергалло (танго-опера на музыку Астора Пьяццоллы «Мария де Буэнос Айрес») и панком Лехой Никоновым и его группой «Танки в Париже» (зонг-опера «Медея. Эпизоды»). Чаще всего сценографию для спектаклей Капуа создает Максим Исаев из театра АХЕ.

Свою первую и пока единственную «Золотую маску» театр получил за камерный спектакль «Жизнь за царя» по документальным свидетельствам, оставленным членами революционно-террористической организации «Народная воля». Сначала его играли на «конспиративных квартирах», договариваясь с дружественными хозяевами, и лишь позже перенесли на сцену. Найденный в сотрудничестве с профессиональными музыкантами метод работы позволяет обычные тексты – воспоминания и официальные бумаги – проговаривать речитативом или пропевать, сажать на ритм, создавая нужное остранение. Это направление развития театра продолжает спектакль «Слово и дело» по документам XVII века.

Театр ди Капуа живет без постоянного помещения и искать его не планирует: спектакли идут, как правило, на сцене музея современного искусства «Эрарта». Именно здесь театр отпраздновал свое десятилетие большим фестивалем, на котором показал весь репертуар.

На осень 2018 года Джулиано ди Капуа запланировал премьеру моноспектакля Илоны Маркаровой «Персефона», сценографию к которому, по традиции, сочиняет Максим Исаев.

С. К.

Лаборатория On.Театр

Первая петербургская режиссерская лаборатория, совершившая в городе театральную революцию

Год создания: 2009. Идеологи: Милена Авимская, Дмитрий Егоров. Руководитель: Милена Авимская.

Режиссерская лаборатория On.Театр заявила о себе весной 2009, когда под крышей Театра им. Ленсовета были показаны 19 эскизов по современным пьесам молодых петербургских режиссеров, которых собрали и организовали недавняя выпускница продюсерского факультета ГИТИСа Милена Авимская и молодой петербургский режиссер Дмитрий Егоров. Благословил лабораторию тогдашний главреж Театра им. Ленсовета Гарольд Стрелков, финансово поддержал комитет по культуре под руководством Антона Губанкова. Спустя два года Милена нашла площадку со льготной арендной платой в подвале на Жуковского, 18. В процессе церемонии открытия Антон Губанков собственноручно написал и замуровал в одну из стен письмо к потомкам. Казалось, все застроено как минимум на десятилетия – и прежде всего в творческом плане. За первые два-три года своего существования On.Театр изменил петербургский театральный ландшафт до неузнаваемости: безработных артистов становилось меньше, спектакли режиссеров Андрея Корионова, Екатерины Максимовой, Марии Романовой и других оказывались в репертуарах петербургских театров, а имена драматургов-современников Юрия Клавдиева, Натальи Ворожбит, Натальи Исаевой появились на городских афишах. Лаборатория действовала нон-стоп. Лучшие эскизы дорабатывались до спектакля и входили в репертуар подвала на Жуковского. Там же сформировалась система так называемых «свободных вторников», когда каждый самопровозглашенный режиссер мог прийти и показать свою работу худсовету, состоявшему из режиссеров, чьи имена уже попали в здешнюю афишу. При этом ежегодный фестиваль режиссерских эскизов с экспертным советом из театральных мэтров тоже продолжал существовать.

Именно на таких лабораториях удачно стартовали Дмитрий Волкострелов («Запертая дверь» по пьесе Павла Пряжко), Семен Александровский («Заполярная правда» по пьесе Юрия Клавдиева), Денис Хуснияров («Платонов. Живя главной жизнью» по пьесе Анастасии Мордвиновой). Кроме того, подвал на Жуковского, 18 стал своего рода открытой сценой для молодых бездомных независимых театров и разнообразных театральных коллабораций Петербурга: здесь играли спектакли «Этюд-театр», «Театр Тру», театр «Организмы». Казалось, любой театральный эксперимент найдет здесь пристанище. Так было до ноября 2013-го, когда Роспотребнадзор, реагируя на жалобу соседки, не запретил использовать подвал для проката спектаклей и не выселил активную и шумную лабораторию, несмотря на заступничество городского театрального сообщества и даже Смольного. На сезон 2013-2014 спектакли On.Театра приютил на «Новой сцене» Александринский театр, потом лаборатория переехала на край Васильевского острова, в кластер «Арт-муза», а Милена Авимская, отчаявшись найти помещение в центре (а это обязательное условие для экспериментальной площадки – кто ж поедет за тридевять земель смотреть то, не знаю что), перебралась в Москву: Антон Губанков, возглавив департамент культуры в Минобороны, пригласил деятельного молодого продюсера на должность заместителя директора Театра Российской армии. Бездействие властей и отъезд лидера и автора проекта предрешил его финал – режиссер Екатерина Максимова, ставшая исполнительным директором On.Театра, пыталась, но не смогла спасти положение: в 2016 году проект закрылся – формально по причине взлетевшей арендной платы. Однако не будет преувеличением сказать, что 80 процентов активно действующих сегодня 30-35-летних петербургских режиссеров вышло из подвала на Жуковского.

О. К.

«Театр Тру»

Театр, превращающий культурные мифы в современную музыку

Год создания: 2009. Создатель и руководитель: Александр Артемов.
В репертуаре театра: 7 текстов для исполнения. С театром сотрудничают: 5 актеров.

«Театр Тру» начался в 2009 году, когда из Ангарска в Петербург приехали два одноклассника – Александр Артемов и Дмитрий Юшков с собственным текстом «Нерест» и задачей «материализовать его в театре». Музыкальной сцены Артемову, сменившему немалое количество групп, стало недостаточно, но именно музыка, вернее, ее формообразующие – ритм и темп – определили эстетику возникшего независимого театрального коллектива. Артистов для первого спектакля искали долго и сложно, зато нашли сразу всех пятерых необходимых – Семена Афендулова, Андрея Панина, Евгения Сиротина, Александра Плаксина и Василия Титунина – в On.Театре на спектакле Валентина Люненко «Полковник-Птица». Сидя в зале как зритель, Артемов увидел бойз-бенд из мужчин после 30-ти, который и сегодня определяет брутальный стиль постановок театра. Премьера текста «Нерест» случилась в 2010 году в том же On.Театре – нецензурные мужские разговоры о рыбалке и секретах блеснения на глазах изумленной публики превращались буквально в песню. Хорошо темперированные тексты с метаиронией, заключенной в припеве-рефрене с матерными словами, удивительным образом вырастали до мифологического уровня размышлений о вечных вопросах бытия: кто я и что здесь делаю? «Нерест» имел четыре сценических редакции (как шутит Артемов, версий музыкального альбома) – в 2010, 2011, 2012 и 2015 годах.

Следующая постановка театра – «Так сказал Стас», спектакль, выросший из режиссерской читки на ТПАМе (ежегодная лаборатория «Театральное пространство Андрея Могучего») в марте 2010 года – монолог на основе дворовой лексики и интонаций, превращенный практически в музыкальную композицию. Могучий был очарован сибирским тандемом, увидев в них ту подлинность, которую считает главным критерием качества театра и которую молодые люди сознательно закодировали в названии (true – англ. истинный, настоящий). В каких бы жанрах ни работал театр, его основатели неизменно подчеркивают: в репертуаре театра – не спектакли, а тексты для исполнения в разных вариациях. То есть текст приоритетен, он важнее всего. Например, текст «Так сказал Стас» может быть исполнен «в полной темноте, под тромбон и под баян». Третьим и последним опытом соавторства Артемова – Юшкова в Петербурге стала героическая притча «Нет дороги назад», получившая Гран-при пермского фестиваля «Текстура».

В 2014 году для театра начался новый период – период тандема Александра Артемова и Настасьи Хрущевой – композитора, пианистки, кандидата искусствоведения, доцента Санкт-Петербургской консерватории. «Текст – некое музыкальное ритмическое полотно, которое затягивает. Как ритуал, который начался и его невозможно остановить» – так Хрущева описывает свой идеал театра. Ключевая для нынешнего «Театра Тру» постановка «Молодость жива» – его абсолютное воплощение. Наследуя Сергею Курехину и его поп-механике, Артемов и Хрущева погрузились в механику народной музыки с ее жанровыми делениями и музыкальными особенностями – и соединили ее с эстетикой бардовской песни (целью спектакля было исследовать мировоззрение поколения шестидесятников). Элементы эпоса, лирики, былины, элегии в сочетании с интонациями и романтическим посылом авторской песни создают необходимую форму для звучания текста и определяют типы героев в исполнении тех самых пяти актеров.

«Бойз-бенд» оказывался и в центре последнего на сегодняшний день спектакля «Театра Тру» – «Последний ветер Дикого Запада». Артемов и Хрущева попытались уловить в сети своих магических ритмов образы вестерна. Четверо грязных ковбоев встречаются в салуне с маятниковыми деревянными дверями и под чудовищный гнусавый перевод эпохи VHS рассказывают легенду об Алмазном быке, играющем в этой истории роль Священного Грааля. Ход «Театра Тру» снова работает: штампованный культурный миф превращается в музыку.

О. П.

Международный театральный центр «Легкие люди»

Частная актерская школа, выдающая диплом Университета кино и телевидения

Год создания: 2009. Основатели: Таня и Саша Вайнштейны.

«Легкие люди» – одна их самых крупных частных актерских школ в стране с большим выбором разных по длительности образовательных программ (курсы, мастер-классы, тренинги, интенсивы). Сначала супружеская пара Таня и Саша Вайнштейны, известные также как создатели площадки «Скороход», обустроили свою школу вблизи РГИСИ (Российская государственный институт сценических искусств, бывшая Петербургская театральная академия) на улице Белинского, затем переехали на Васильевский остров в лофт «Артмуза». За весь период существования «Легкие люди» выпустили более 4000 студентов, более 200 обучаются прямо сейчас. Основные классы – по актерскому мастерству, речи, физическому театру, драматургии и режиссуре, перформативным практикам, акробатике. В разное время с «ЛЛ» сотрудничали всем известные действующие лица современного российского театра, которых не зовут преподавать в РГИСИ: Иван Вырыпаев, Джулиано ди Капуа, Максим Диденко, Gogol School, Илья Ромашко, Илья Дель, Олег Жуковский, Семен Серзин, Денис Хуснияров, Ольга Белинская и другие.

C 2015 года по договору с СПбГУКиТ «ЛЛ» выдают студентам, полностью прошедшим программу курса «Актер театра и кино», диплом о переквалификации государственного образца; курс рассчитан на людей с высшим гуманитарным образованием. Каждая группа курса выпускает по 1-2 работы, поэтому за время существования «ЛЛ» здесь было показано не менее 200 спектаклей.

От остальных независимых образовательных проектов «ЛЛ» отличаются еще и обширной международной деятельностью. В частности, совместными проектами для представителей разных профессий в сфере искусства: например, проект для менеджеров арт-сферы Business of Art совместно с культурной фабрикой Korjamoo (Хельсинки). «ЛЛ» проводят выездную «Летнюю школу» в Италии и Испании, делают совместный проект артистов из 14 стран Европы Meeting the Odyssey. А в Петербурге устраивают мастер-классы зарубежных артистов – Дуды Пайвы и менее знаменитых.

Известность в городе получил проект «Здесь и сейчас» – встречи с трендсеттерами современного театра: Полуниным и Серебренниковым, Диденко и Вырыпаевым, театром АХЕ, Вениамином Фильштинским и другими.

А. К.

театр post

Российский постдраматический театр №1

Год создания: 2011. Создатель и руководитель: Дмитрий Волкострелов.
Спектаклей в репертуаре: 16. С театром сотрудничают: 7 актеров.

«Сближение актуального искусства и театра, поиск нового театрального языка и исследование современного мира театральными средствами» – манифест театра post, созданного в Петербурге в 2011 году выпускником курса Льва Додина Дми