Чеховский фестиваль: от Саймона Стоуна до Акрама Хана

©Александр Куров. Открытие XIV-го Чеховского фестиваля. Москва, Аптекарский огород. Спектакль "Пионовая беседка", Шанхайский центр оперы Кунцюй.

Журнал ТЕАТР. – о главных постановках XIV-го Чеховского фестиваля, длившегося с мая по конец июля и ставшего значительным событием московского лета.

Йун Габриэль Боркман (Венский Бургтеатр в сотрудничестве с Венским фестивалем и Театром Базеля)

Спектакль Саймона Стоуна московская публика очень ждала. Месяца не прошло, как его «Три сестры» вызвали целый шквал восторгов, порадовав зрителей нетрадиционным, но бережным и при этом остроактуальным прочтением Чехова. От «Боркмана» ждали если не продолжения, то чего-то столь же неожиданного, но ожидания оправдались лишь отчасти. Формально пойдя по тому же пути – переписывая классический текст в соответствии с новыми реалиями, Стоун отказался от новаторской сценографии: художник Катрин Брак завалила всю сцену снегом, продолжающим падать весь спектакль. Снег здесь – метафора времени, безжалостного, быстротечного и неумолимого. Каковы бы ни были благие намерения или стратегические расчеты героев, жизнь расставит все по местам, и в итоге им придется держать ответ перед вечностью, собственной совестью и детьми. В доме Боркмана связь времен распадается, и сын сломя голову бежит из отчего дома – дома, где разбиваются сердца.
Помимо крепкой конструкции и внятного режиссерского высказывания спектакль запомнился прекрасными актерскими работами, в первую очередь Мартина Вуттке и Биргит Минихмайр.

Scala (Компания «Маленькие часы», La Scala Paris)

Прекрасный образец нового цирка, в котором исполнители демонстрируют как великолепную пластику, так и виртуозное владение трюком. Сначала кажется, что Scala – мечта абсурдиста. Такой веселый Хармс, у которого старушки падают и падают из окон. Но очень быстро становится понятным, что абсурд здесь – с одинаково одетыми персонажами, появляющимися из разных мест и так же неожиданно исчезающими – только прием. Мир Scala сюрреалистичен: это мир Магритта, мир текущих часов Дали, мир крохотных деталей, существующих вне целого, вроде кистей рук, прорастающих из пола, – ровно полшага до Миро и Танги. Сценография предельно проста: пара-тройка дверей, лестница, кровать, стол со стульями. Неявные люки, в которые можно неожиданно провалиться. Спокойный ровный серый цвет. А вся прелесть в непредсказуемости – в том, что мебель может начать жить своей жизнью – складываться, сбрасывать владельцев на пол, принимать первоначальный вид или замирать где-то на полдороге.
На этих простейших, всем понятных вещах – повторяемости, но не прямой, а с внезапным нарушением ожиданий, на виртуозно выдержанном ритме, работе на разных уровнях (сцена на лестнице, со стекающими вниз людьми, – эмоционально самая сильная), сдержанном, но точном свете, – все и держится.

Тайгер Лиллиз играют «Гамлета» (Театр Републик, Копенгаген)

Замечательный спектакль, который стал бы еще лучше, если бы авторы немного его сократили. Вся прелесть здесь в том, что сюжет «Гамлета» хорошо известен, и в прямом воспроизведении не особо нуждается. Поэтому самые проигрышные номера – диалоги и монологи, особенно, монолог Гамлета, который, по сути, никак не решен. Зато все, что сверх этого – прекрасно. Актеры в ярких и немного нелепых костюмах, с застывшими лицами и кукольной пластикой. Блестяще разыгранный гиньоль, кровавый, стильный и уморительно смешной. Выигрышная скупая сценография: то исполнители появляются в оконцах, то помост встает дыбом. Номера не то чтобы совсем цирковые, но близкие к тому. Вообще, именно изобретательность, небанальность решения многих хрестоматийных сцен крайне привлекательна в этом спектакле. И, конечно, музыкальные комментарии «Тайгер Лиллиз». Задающие ритм, саркастически осмеивающие все происходящее, вносящие лирическую ноту и поднимающие частную историю до универсальной и общечеловеческой. Волшебный голос Мартина Жака позволяет зрителю испытать весь спектр эмоций. Бесконечное нагнетание всех оттенков черного и при этом точно выдержанное отстранение рождают удивительный эффект – спектакль скорее энергичен и уморителен, чем трагичен и страшен.

Тихий вечер танца (Театр «Сэдлерс Уэллс», Лондон)

Этот вечер действительно был бы тихим, если бы не громкие овации в финале и не периодические всплески аплодисментов по ходу действия. Абстрактные, но изобилующие иронией и человеческой плотью, с кожей и костями (хотя по ощущениям иногда и вовсе без них) – эти хореографические зарисовки разной длительности и на самом деле совершенно разного характера: от задорно-веселого до печального и даже трагического. Великолепные танцовщики, неслучайно в программке заявленные как соавторы хореографа, – разных возрастов и национальностей, телосложения и бэкграунда. Музыка, которой то нет (как в первом действии), то есть, да еще какая (Мортон Фельдман и Жан-Филипп Рамо в исполнении Марка Минковского и его «Музыкантов Лувра» во втором, когда исполняются искрометные «Семнадцать/Двадцать один»). Простые разноцветные костюмы, «оттененные» нарочито яркими носками и длинными цветастыми перчатками, как нельзя лучше подходящими для современного танца. Все это вместе – удивительный мир, целая Вселенная выдающегося хореографа, гения прагматизма и телесной осознанности, поверяющего движение алгеброй и философией. Рациональное в «Тихом вечере» причудливо сочетается с иррациональным, а чувственное с возвышенным. И в результате получается, самая, пожалуй, лиричная работа Форсайта из всех прежде виденных: к финалу превращающаяся в настоящую поэму – если не огня, то точно экстаза и упоения – телом, мыслью, движением.

«Жизель» Акрама Хана (Английский национальный балет, Лондон)

В отличие от тихого не только по названию, но и по форме Форсайта «Жизель» Акрама Хана – густонаселенная, многофигурная и совершенно не похожая на его камерные или этнические опыты, пусть даже с участием таких звезд, как Сильви Гиллем или Жюльет Бинош. Это Большая история, рассказанная Большим мастером, ничем себя не ограничивающим: ни бюджетом, ни уровнем исполнителей, ни выразительными средствами. Формально его балет (и другого слова тут не подберешь) – это очередная интерпретация старой-доброй «Жизели», из великих в современном ключе переосмысленной разве что Матсом Эком. Но Хан идет дальше шведского коллеги и переиначивает не только либретто, но и музыку Адана, вместе с Винценцо Ламаньи создавая абсолютно оригинальную партитуру, где большую роль играет громкое, ритмичное и социальное. Впрочем, после массового и ударного во всех смыслах первого акта начинается тончайший второй, в котором обреченный на вечные муки совести Альберт теряет всякую надежду обрести душевной покой, а сметливый Иларион – еще и жизнь, так как разъяренные виллисы в своей жажде мести безжалостно убивают его прямо на могиле Жизели. В спектакле Хана есть и ирония по поводу классического балета (инициация юной Жизели происходит, когда она впервые встает на пуанты), и ярость по поводу несправедливого классового устройства общества, но, прежде всего, сочувствие к человеческой слабости и несмелости. Так же, как Адана двести лет назад, Хана волнуют такие «простые» материи, как любовь и предательство, жизнь и смерть. Он не дает ни одного ответа, но ставит бесконечные вопросы, и его многофигурный балет заканчивается огромным вопросительным знаком: о судьбе Альберта, да и всех нас.

Комментарии
Предыдущая статья
«Золотая Маска» покажет в Ульяновске 6 спектаклей 09.08.2019
Следующая статья
Николай Мартон сыграет моноспектакль о Вертинском 09.08.2019
материалы по теме
Новости
Чеховский фестиваль — 2025 объявил программу
XVII Международный фестиваль имени Чехова опубликовал программу. На смотре, который пройдёт в Москве с 23 мая по 25 июля 2025 года, будут показаны 14 спекталей из 12 стран мира.
Новости
На Троекуровском кладбище открыли памятник Валерию Шадрину
Сегодня, 23 июля, на Аллее деятелей искусств московского Троекуровского кладбища прошло открытие памятника сооснователю и директору Чеховского фестиваля Валерию Шадрину.