Онлайн не предлагать: «Дыхание» в «Дайлес-театре» и «Сеть» в Клайпедской драме

©Marcis Baltskars. Спектакль "Дыхание"

Журнал Театр. – о двух новых спектаклях, вышедших уже после карантина в Латвии и Литве.

В середине июля почти одновременно состоялись театральные премьеры: “Дыхание” Дункана Макмиллана в театре “Дайлес” в Риге и “Сеть” Гинтараса Граяускаса в Клайпедском театре драмы. Спектакли неожиданно пересеклись по теме: каким стало сознание человека в новых условиях? Как каждый из нас выстраивает систему приоритетов и ценностей после пережитого локдауна? Оба спектакля также стали ответом на постоянный профессиональный вопрос: как может работать театр в новых условиях, в условиях ограничений и для исполнителей, и для зрителей.

Обе постановки отразили реакцию театра на условия пост-ковидного времени, вернее, времени передышки, когда играть спектакли можно, но лишь для ограниченной аудитории, и не все спектакли предыдущего репертуара возможно показывать – из-за несоответствия количества актеров на сцене и зрителей в зале. В “Дайлес” в большом зале зрители сидят через ряд и каждого отделяет от соседа несколько кресел в ряду. На сцене лишь двое. В Клайпеде партер перекрыт, и зрители располагаются только на балконе, а сцена выстроена как возвышающаяся над партером небольшая платформа, в зале соблюдается принцип 50-процентной заполняемости, и зрители сидят в шахматном порядке, от этого сценическое пространство видно идеально, а на сцене один актер. Еще двое появляются эпизодически, остальные – лишь проекции.

Пьеса Дункана Макмиллана “Дыхание” (Таков принятый перевод названия “Lungs” – Легкие) была написана более семи лет назад, а сейчас ее оригинальное название звучит символично. Легкие стали главной точкой поражения человечества в эпидемию COVID-19. А теперь и жесткие условия постановки, прописанные автором во вводной части пьесы, ограничивающие фантазии режиссеров, идеально подходят к нынешним требованиям: абсолютно свободная сцена, никаких переодеваний, двое актеров. Пьеса, которая еще несколько лет назад, на мой взгляд, казалась назидательной и довольно плоской историей о проблемах человечества, планеты, о планах вклада героев в сохранение экологического баланса на земле, сейчас, после выступления Греты Тунберг и накрывшего всю планету оцепенения от вируса, вдруг приобретает новые оттенки.

В рижском “Дайлес” режиссер Дмитрий Петренко создал спектакль для большой сцены, где двое героев – словно выброшенные на пустой берег после глобальной катастрофы, продолжающие жить по старым принципам. Муж и жена (в театре спектакль играют двойным составом: Иева Сеглиня-Гинтс Анджанс и Анете Красовска-Карлис Арнис Авотс), обсуждающие свое настоящее и будущее, в котором может быть ребенок или его не должно быть, на пустой огромной сцене, освобожденной от кулис, любых признаков декораций, с вывернутой на обозрение зрителей “изнанкой” театра, словно бы озвучивают “изнанку” семейных отношений современных европейцев. Осознанные решения, принципы экологического отношения к окружающему миру, звонки близким, которых очевидно в этом мире уже нет, да и сам телефон в этом пространстве выглядит странно – словно пустая оболочка, а не действующий гаджет. И диалоги, такие холодные в тексте пьесы, становятся сверх-эмоциональными в спектакле. Как будто это продолжение жизни любой пары из пьес середины ХХ века: как Гитель Моска и Джерри Райн из «Двое на качелях», как Он и Она, встречающиеся возле “скамейки”. Когда можно было открываться новым отношениям и не нужно было оглядываться на миллиардное население Земли, нести ответственность за каждого рожденного не тобой ребенка. Когда ревновали и мучились, уговаривали и плакали, заламывали руки от отчаянья и непонимания в надежде на вечную любовь, жили счастливо и умирали в один день.

Есть какое-то невероятное обаяние в том, чтобы в новом мире жить по старым правилам, чтобы выглядеть как в вечернем платье или деловом костюме в одном и том же джемпере и джинсах, чтобы засыпать и просыпаться в застывшем времени и пространстве, которое толкаешь только ты сам, для себя и того(той) единственного(ой), который(ая) рядом с тобой.

Отражением другой стороны современного мира стала премьера в Театре драмы Клайпеды. Пьеса была написана четыре года назад драматургом, поэтом и переводчиком Гинтарасом Гряускасом, который уже несколько лет является художественным руководителем театра, но и не предполагал, что придет время для ее постановки. Пьеса “Сеть” – это фантазия о будущем, когда все будут жить в “умных домах”, как придумано было еще фантастами середины ХХ века: где все возникает и исчезает, стоит лишь произнести слово, где каждый человек, с одной стороны, заключен в свое личное пространство – очки виртуальной реальности, с управлением через вживленными в тело системами, а с другой – онлайн существование героя постоянно перебивается непрошенными гостями, вторгающимися в его уединение.

Герой – мужчина средних лет и неопределенной гуманитарной профессии, работающий из дома (как сейчас почти все – на удаленке), живущий вместе с женой, но почти не встречающийся с ней, поскольку оба закрыты друг от друга в собственных онлайн-мирах. За один день, в котором он пытается сосредоточиться и сделать намеченную работу, его планы перебиваются разговорами с другом, дочерью, навязчивыми онлайн-консультантами и продавцами, бесконечными рекламными тизерами, предложениями вступить в группы, словом, движущей силой сюжета становится онлайн жизнь социальных сетей, не дающих отдыха ни на секунду. Вынужденная работа в интернете и постоянное пребывание онлайн автоматически делает человека уязвимым и для параллельных “развлечений-отвлечений”, трудно удержаться от соблазна поговорить с незнакомкой, с которой познакомился на портале знакомств, трудно не сорваться в какой-то момент на друга, который трижды за день беспокоит тебя, чтобы обсудить личные проблемы. Трудно отказаться от виртуального распития коньяка со случайным знакомым, который оказывается хирургом, только что неудачно прооперировавшим больного. Такой график стал обычным для каждого из зрителей за эту весну, когда Zoom-вечеринки стали реальностью, когда невозможность близких контактов возвела онлайн-общение в нормальный режим. Пьеса, которая описывала возможные перспективы будущего, в пандемию стала отображением актуальной жизни.

Режиссер Агния Леонова и художница Ирина Комиссарова придумали создать особенное пространство и сделать “Сеть” действительным центром спектакля. Куб квартиры героя поднят на построенной над партером конструкции и словно парит в воздухе, и все стены – это сетчатые экраны, на которые идет постоянная видеопроекция (великолепная работа латышского видеохудожника Артиса Дзерве). Герой словно отгорожен от зала, соблюдает социальную дистанцию и перекрыт от зрителей. Актер Йонас Баранаускас присутствует на сцене весь спектакль один, кроме начальных сцен с женой, как и он сам двигающейся как зомби. Все остальные его партнеры – это лишь видео. Удивительным образом актерское партнерство соблюдается, видеотрансляция идет вживую, другие герои спектакля находятся также в театре, рядом со сценой, и все диалоги героя с изображениями – действительно настоящие, меняющиеся и по ритму, и по эмоциям. Даже “умный дом” – это актриса, которая поддерживает действие спектакля, общаясь со своим хозяином в живом режиме. Лишь к финалу в комнате появляется еще один персонаж – Ангел, который пытается вернуть героя в реальную жизнь, напоминая ему о настоящих чувствах, ощущениях, поступках, ответственности. И сеть отвечает на запрос – единственная женщина, которая привлекает героя, очаровывая его своим танцем, спокойствием и виртуальной доступностью, оказывается его женой, находящейся в соседней комнате дома. И тут снова, как и в “Дыхании” – лишь двое, оставшиеся друг у друга в реальности, весь остальной мир появляется на сетках прозрачных стен, сотканных из сетей онлайн-пространства. И не понятно, существует ли оно на самом деле, или изображения – лишь проекции мыслей двух героев.

В финале спектакля режиссер дарит нам надежду: выводит всех “в реальность”, в общее круговое движение объятий и прикосновений, попыток взять друг друга за руку, чтобы вернуть живые человеческие отношения. Двое героев “Дыхания” тоже в финале соединяются, берутся за руки, потому что, несмотря на все карантинные запреты – это самый надежный жест поддержки, придуманный человечеством.

Комментарии
Предыдущая статья
Фестиваль «Арлекин» 2020 года объявил новые даты 03.08.2020
Следующая статья
В августе в Москве пройдёт «Ре-Формация» 03.08.2020
материалы по теме
Новости
Малкович и Дапкунайте сыграют в рижском спектакле Кулябина
В рижском театре «Дайлес» начались репетиции спектакля Тимофея Кулябина «В одиночестве хлопковых полей» по пьесе Бернара-Мари Кольтеса. Премьера намечена на 28-31 мая.
Блог
Мама, напечатай меня в 3D
Один из хедлайнеров 22-го Фестиваля NET – литовский перформанс Sun&Sea, обладатель «Золотого льва» последней, допандемийной Венецианской биеннале 2019 года. И сегодня, с ретроспективной точки зрения, кажется, что его создатели – Ругиле Барзджюкайте, Вайва Грайните и Лина Лапелите, если не догадывались,…