Олег Рязанцев сыграет у Серзина «сокровенный разговор» по Стешику

Промофото спектакля «Друг мой» © Варвара Баскова-Карпова

Сегодня и завтра, 13 и 14 апреля, на площадке петербургского «Невидимого театра» («Невидимый центр») в формате “work & progress” пройдут первые показы спектакля Семёна Серзина «Друг мой» по пьесе Константина Стешика.

Формулировка “work & progress”, сочинённая и часто используемая в «Невидимом», служит заменой обычной характеристики показов до официальной премьеры — work-in-progress. По словам Семёна Серзина, такое изменение смещает акценты с незавершённости сделанного на наличие работы как процесса и развитие как потенциальную возможность.

Пьеса белорусского драматурга Константина Стешика «Друг мой», написанная в 2020 году и представленная на «Любимовке-2021», в этом сезоне была поставлена в целом ряде российских театров, в том числе и в столицах: в петербургской «Субботе» — Андреем Сидельниковым, в МХТ имени Чехова — Петром Шерешевским. Отметим, что для Серзина «Друг мой» станет не первым обращением к текстам Стешика — в 2018 году в «Ельцин-центре» он выпустил спектакль «Летели качели» по одноимённой пьесе.

Драматургически «Друг мой» устроен сложно — как многоголосие в монологе: по форме это монопьеса, где повествователь ведёт речь в прошедшем времени, но по большей части она состоит из диалогов. Например: «Я спасаю тебя, сказал друг. От чего, крикнул я, плюясь. Ты чуть не провалился, ответил друг. Но я успел. По крайней мере, я на это надеюсь. Куда я чуть не провалился, спросил я уже спокойнее, но всё ещё почти криком. Мой друг не ответил». Как правило, в спектаклях участников этих диалогов играют разные артисты. Однако Семён Серзин выбрал неочевидно-логичный ход и решил поставить текст Стешика именно как пьесу для одного актёра. Единственным участником спектакля станет Олег Рязанцев.

Промофото спектакля «Друг мой» © Варвара Баскова-Карпова

С артистом Малого драматического театра — Театра Европы Олегом Рязанцевым Серзин уже неоднократно сотрудничал, в том числе и в «Невидимом театре»: первой их совместной работой стал фильм «Человек из Подольска», затем — спектакль «Киса» в «Приюте комедианта», а в «Невидимом» летом прошлого года появились «Дневники оптимиста» по книге Зощенко «Перед восходом солнца». О том, почему «Друг мой» стал спектаклем с единственным участником, Серзин рассказывает, вспоминая другие свои «монопостановки», «Я шагаю по Москве» в «Невидимом» и «Война, которой не было» в «Ельцин-центре». «Для меня всегда это некие обстоятельства в самой истории и в спектакле, где есть необходимость человеку быть одному, необходимость в этом одиночестве существовать, — говорит он. — Можно найти разные интерпретации для этой пьесы, но в ней есть что-то такое простое… Вот называется “Друг мой” — и она реально про друга. Про дружбу, про такие простые, но вместе с тем важные человеческие вещи, очень сокровенные… не для широкого круга. И у нас это — сложный разговор про сложные человеческие стороны. Разговор с самим собой, со своей совестью».

Жанром постановки стал «сокровенный разговор» — по словам режиссёра, «потому что самые откровенные, искренние, скверные, сверлящие темы возникают у человека наедине с собой. С самим собой договариваться слишком сложно».

В пространстве, придуманном режиссёром вместе с художником спектакля Татьяной Артамоновой, создан своеобразный «антураж девяностых»: здесь есть работающие игровые приставки тех лет, кассетный проигрыватель и тому подобное. Серзин объясняет: «Это пьеса не про 90-е, но персонажи её немножко подзастряли в подростковом ощущении себя — несмотря на то, что находятся уже в каком-то “значимом” возрасте. И спектакль у нас очень предметный, достаточно подробно собранный — это не похоже на то, как обычно бывает в “Невидимом театре”».

Комментарии
Предыдущая статья
Японский режиссёр Мотои Миура ставит Достоевского в БДТ 13.04.2023
Следующая статья
Александр Сокуров назвал увольнение Андрея Могучего политическим шагом 13.04.2023
материалы по теме
Новости
На «Арт-платформе» покажут «абсурдистский танцевальный спектакль»
Завтра, 25 апреля, в пространстве «Арт-платформы» в московском Новом Манеже театр современного танца «всем телом» сыграет премьеру спектакля Александра Шуйского «Фрагменты Ожидания».
Новости
Янушкевич пригласит челябинцев на необитаемый остров шекспировской «Бури»
Сегодня, 24 апреля, на Малой сцене Челябинского театра кукол имени Вольховского пройдёт премьера спектакля Александра Янушкевича «Буря» (16+) по одноимённой пьесе Шекспира.