Все театры Татарстана просят допустить до работы в театре Раиля Садриева

На фото — Раиль Садриев © соцсети Буинского государственного драматического театра

В поддержку директора Буинского театра Раиля Садриева, в отношении которого заведено «экономическое дело», выступили все театры Татарстана. Они направили письмо в СК Республики Татарстан с просьбой допустить Садриева до работы.

20 мая художественный руководитель — директор Буинского драматического театра Раиль Садриев был задержан по подозрению в «злоупотреблении должностными полномочиями» (ч. 1 ст. 285 УК РФ). Вахитовский районный суд Казани на заседании 22 мая избрал мерой пресечения запрет определённых действий. Согласно этому решению, до 2 июля Раиль Садриев не может посещать театр и пользоваться сетью «Интернет».

Театральные деятели Республики Татарстан во главе с председателем регионального отделения Союза театральных деятелей, главным режиссёром Татарского академического театра имени Камала Фаридом Бикчантаевым написали открытое письмо на имя руководителя следственного управления СК РФ по Республике Татарстан Валерия Липского, в котором говорится следующее: «Театральное сообщество Татарстана озадачено ситуацией, возникшей вокруг нашего коллеги, деятеля театрального искусства Раиля Ильдаровича Садриева. Мы знаем Раиля Садриева как яркого харизматичного актёра, опытного руководителя, блестящего организатора, народного артиста Республики Татарстан, основателя Буинского государственного драматического театра, члена Правления Союза театральных деятелей Республики Татарстан. Мы знаем его как человека, который внёс неоценимый вклад в развитие татарстанской культуры, благодаря которому вся театральная Россия узнала о Буинске, человека, чья жизнь посвящена развитию культуры родной земли, человека, который прославлял Татарстан, достойно представляя его на российской и зарубежной сценах.

Именно ему в достаточно короткие сроки удалось в городке с численностью населения всего 20 000 человек создать современный театр, который заслужил признание не только татарстанского, но и российского театрального профессионального и зрительского сообщества, о чём свидетельствует масштабная гастрольная деятельность по стране и участие в республиканских, всероссийских и зарубежных фестивалях.

<…> Теперь, как нам стало известно, Раиль Ильдарович отстранён от дел, от театра, от организма, сердцем которого он является. Театр — сложный механизм: спектакли, проекты, зрители, гастроли, множество взаимодействий и связей, а отсутствие руководителя и прекращение работы театра — катастрофично и недопустимо как для самого театра, так и для всей отрасли в целом.

Мы, безусловно, надеемся, что рассмотрение дела будет справедливым. Но нам кажется неверным, ошибочным и даже губительным отстранять человека, для которого театр равно жизнь, от его профессиональной деятельности. Сезон ещё не закрыт, у коллектива есть свои обязательства перед зрителем. И неисполнение обязательств ляжет тенью на репутацию всего нашего сообщества!

Призываем Вас, уважаемый Валерий Андреевич, отнестись к нашей просьбе с пониманием и допустить Раиля Садриева к профессиональной деятельности. Он заслуженно и по праву является культурным достоянием нашей Республики и не раз доказал это своим примером. Театр нуждается в своем руководителе, поэтому руководитель должен незамедлительно приступить к работе!».

Ситуацию комментирует театральный критик Жанна Зарецкая: «Недавно Михаил Швыдкой в одной из своих авторских колонок написал: „Русский репертуарный театр-дом — великая ценность нашей культурной истории. Но только при одном условии: если в доме есть хозяин-творец. Если есть мощный творческий лидер, определяющий художественную индивидуальность коллектива“. И хотя Буинский театр, который создал Раиль Садриев, — татарский театр, более того — единственный национальный татарский театр в Заволжье, к нему слова Швыдкого имеют прямое отношение. Сильный творческий лидер становится на наших просторах явлением всё более редким, но, как показывает опыт, без такого лидера ничто в театре не строится, а, наоборот, расползается, рассыпается, рушится, и довольно быстро. Надо понимать, что Раиль Садриев не производил апгрейд некоего театра, переживающего стагнацию, — профессиональный театр в сверхмалом городе Буинске он создал с нуля. А что такое город на 18 тысяч жителей, удалённый от центра? Это отсутствие мотиваций для актёров ехать в глушь, отсутствие зрителей: пять спектаклей сыграл — и всё население города, которое в принципе ходит в театр, спектакль уже посмотрело, надо выпускать новый, искать режиссёра, художника и деньги, чтобы оплатить их работу, изготовление декораций, работу актёров. Так вот всё это Раиль преодолел исключительно собственным талантом увлекать людей за собой, заражать их своей верой в успех и — главное — своей мечтой, чтобы его малая родина стала известна с такой стороны, что в неё захотелось бы приехать буквально всем.

С февраля 2002 года, когда преподаватель философии Раиль Садриев „ненадолго оторвался от основной работы“, чтобы сыграть роль в спектакле народного театрального коллектива города Буинска и остался тут насовсем, Буинский театр выпустил больше 70 спектаклей, то есть 6-7 спектаклей в год. А сколько тысяч километров намотано в театральном автобусе — по России и странам СНГ! Сколько гастролей, сколько зрителей! Слух бежит быстро — и режиссёры, заинтригованные рассказами коллег о „буинском чуде“ и о феноменальном Раиле Садриеве, принимали предложение о сотрудничестве мгновенно: в разные годы и в разных форматах с Буинским театром сотрудничали лучшие российские режиссёры среднего и молодого поколения: Сойжин Жамбалова, Айдар Заббаров, Тимур Кулов, Александр Огарёв, Регина Саттарова, Егор Чернышов и многие другие. В итоге — лонг- и шорт-листы национальной премии „Золотая Маска“ и множество других наград на разных фестивалях по всей России и не только. И именно как результат всех этих заслуг, а не по блату и не через интриги — полгода назад у театра появилось красивое и функциональное здание, открывать которое приезжал сам раис Республики Татарстан Рустам Минниханов. Теперь это здание надо обживать, обустраивать, наполнять новыми спектаклями. Сомневаться в том, что Раиль справится, было невозможно. И, видимо, не только его союзникам. Единственный способ сделать так, чтобы в Буинске, превратившемся в маленький татарский Авиньон, снова всё быльем поросло, — изолировать Раиля Садриева, удалить его из театра, из Буинска. Разрушается всё, повторяю, мгновенно. Ломать — не строить. Так что, на мой взгляд, надо искать бенефициара — того, кому выгодно, чтобы такой вот отважной, талантливой, стремительно растущей над собой театральной команды в Буинске и в этом красивом оснащённом театральном здании не было. Ну и менять законы о театре, приспосабливая их к реальному театральному процессу. Эту тема ещё пять лет назад бурно обсуждалась в Петербурге на Международном культурном форуме, а воз и ныне там».

Комментарии
Предыдущая статья
В Театральном дворе РАМТа устроят техасский салун 24.05.2024
Следующая статья
В «Балтдоме» выпускают «оперу-лубок» по пушкинской сказке 24.05.2024
материалы по теме
Новости
Яна Тумина ставит в МДТ «сюрреалистическую трагикомедию» по Булгакову
Завтра, 16 октября, на Основной сцене Малого драматического театра — Театра Европы в Петербурге пройдёт премьера спектакля Яны Туминой «Восемь снов» по мотивам пьесы Булгакова «Бег».
Новости
В Karlsson Haus’е появятся два новых SOLO-спектакля
17 и 31 октября соответственно в петербургском театре Karlsson Haus (сцена на Фурштатской) пройдут премьеры спектаклей Аси Галимзяновой «Край» (18+) и Алисы Дроздовой «Как спрятать жирафа» (16+). Обе постановки созданы на проекте SOLO, проходящем в Karlsson Haus’е на протяжении нескольких…