22 марта на парламентских слушаниях в Госдуме обсуждалась концепция законопроекта «О культуре». Парламентские слушания — первое открытое обсуждение законопроекта, на которое приглашен широкий круг участников, включая художников и ученых. Cвое мнение о концепции высказал и бывший первый замглавы Минкультуры, а ныне – директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева – Владимир Аристархов.
“Очень подкупает, что в основе концепции много отсылок к культурной политике и традиционным ценностям. К сожалению, за этой дымовой завесой скрывается целый ряд ультралиберальных новаций, которые лишают государство возможности проведения культурной политики. В двух словах концепция звучит так: пусть бюджет даст много денег, а мы их потратим как хотим и никому не будем за это отчитываться, – сказал Владимир Аристархов, обращаясь к председателю Комитета по культуре Госдумы Елене Ямпольской и советнику президента по культуре Владимиру Толстому. – Концепция подразумевает запрет государству определять поддержку в зависимости от содержания творческой деятельности и даже запрещает принимать кадровые решения. Что это означает? Вы, тем самым, обяжете Министерство культуры поддерживать такие, ставшие нарицательными, такие явления культуры, как Pussy Riot, Павленский и прочие тангейзеры. Концепцией вменяется государству поддержка любых творческих проектов, не взирая на политический взгляд автора и трактовку автором исторических событий. Это называется фальсификацией истории. Особенно интересно, что данная обязанность поддержки всего подряд, невзирая на степень провокации в истории, вменяется не только государству, но и общественно-государственным организациям. Это означает, что Военно-историческое общество будет обязано поддерживать, например, установку памятника генерала Власова. Таких мест в концепции много. Хочу напомнить 155 статью из конституции, которая говорит о том, что права и свободы гражданина могут быть ограничены, если это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц, в том числе, для защиты нравственности. Так и свобода творчества может и должна быть ограничена, если она противоречит нашей нравственности и нашим традиционным ценностям. Именно государство, которое действует от имени общества в целом, должно оценивать явления и деятелей культуры и решать достойны ли они того, чтобы на них тратились общественные деньги. Это не цензура. Речь идет о том, кто получит господдержку, а не кто и что делает. Напомню слова нашего министра: “Пусть расцветают все цветы, но поливать нужно только некоторые из них”. Считаю, что в законе “О культуре” должна быть заложена обязанность государства оценивать творческую деятельность на предмет ее соответствия основам государственно-культурной политики и запрет на бюджетное финансирование того, что не соответствует нашим традиционным ценностям”.
Владимир Владимирович Аристархов хорошо известен театральному сообществу по двум подписанным им скандальным приказам, которые были призваны строго регламентировать нормы театрального труда (№ 602 и № 603). В конечном итоге они были отменены Минкультом.
Напомним, что на парламентских слушаниях, как ранее писал ТЕАТР., также обсуждалось предложение законопроекта «О культуре» о выведении произведений искусства, включая театральные постановки и кинофильмы, из-под действия 148-й статьи Уголовного кодекса, который сейчас включает части об оскорблении чувств верующих. Но РПЦ в лице руководителя Правового управления Московской патриархии игумении Ксении (Чернеги) резко отозвалась о возможности не считать спектакли уголовно наказуемыми «публичными действиями», призывая «ввести самостоятельную отдельную статью в Уголовном Кодексе РФ, предусматривающую именно уголовную ответственность за оскорбление религиозных чувств».