В «Гоголь-центре» в 2022 году выйдут премьеры Наставшева, Мизгирёва и Савельева

На фото - момент концерта, посвящённого 8-летию "Гоголь-центра" © соцсети ГЦ

Сегодня, 2 февраля, «Гоголь-центр» поделился планами на 2022 год. В их числе — шесть премьер, выставки и гастрольные показы «Чёрного монаха» Кирилла Серебренникова.

Традиционно «Гоголь-центр» рассказывает о предстоящих планах в свой день рождения. Сегодня ГЦ исполняется 9 лет, и это первый день рождения с новым художественным руководителем — Алексеем Аграновичем. «По устоявшейся традиции, в день рождения нашего театра мы рассказываем о планах на ближайший год, — говорит Агранович. — Такая скромная, рядовая традиция. Вот только планировать сегодня что бы то ни было довольно сложно и, я бы сказал, наивно. Тем не менее, мы делаем это. Делаем, потому что понимаем, какими хотим быть, с кем и о чём говорить, как и куда двигаться дальше. Потому что это возможность посмотреть на себя со стороны и, в то же время, продолжить диалог с нашей аудиторией. Но самое главное в „словах изречённых“ — это последующая ответственность за сказанное. И да пребудут с нами сила и зритель!».

Ряд планов на 2022 год непосредственно касается Аграновича — как актёра или режиссёра. В частности, 10 и 11 февраля на Большой сцене ГЦ сыграют премьеру — посвящение поэту Юрия Левитанскому «Я не участвую в войне». Об этой постановке Алексея Аграновича журнал ТЕАТР. подробно рассказывал ранее.

В мае пройдёт премьера спектакля «Берегите ваши лица» — её ГЦ уже анонсировал год назад. Её замысел отчасти перекликается с идеей постановки по Левитанскому: театр обращается к творчеству поэта и эпохе 1970-х. Однако в данном случае речь идёт о пьесе, написанной Андреем Вознесенским. В 1970 году текст «Берегите ваши лица» поставил на Таганке Юрий Любимов, после трёх показов спектакль был запрещён, а сама пьеса считалась утраченной. «Гоголь-центр» получил экземпляр от Леонида Богуславского — пасынка поэта и генерального продюсера спектакля, — а также Фонда Вознесенского.

Ставит спектакль «Берегите ваши лица» Савва Савельев, его соавторами станут художник Александра Карпейкина и группа Shortparis. «Связь времён» будет осуществляться благодаря участию в спектакле Вениамина Смехова. Помимо него, в премьере будут заняты Варвара Шмыкова, Никита Кукушкин, Александр Горчилин, Никита Еленев, Артём Шевченко, Игорь Бычков, Ирина Выборнова и Андрей Ребенков или Олег Гущин. Савельев рассказывает о замысле так: «Пьеса Вознесенского — это манифест свободы. Она поднимает вечные вопросы о назначении человека, о его праве быть собой, праве творить. В желании исследовать эти темы есть удивительная параллель между той Таганкой и нашим сегодняшним „Гоголь-центром“. А найти ответы на эти вопросы нам помогает наследие выдающегося художника Влада Мамышева-Монро — свободного человека с тысячью лиц».

Не уточняя дат, ГЦ анонсирует ещё четыре премьеры. Первая — спектакль под рабочим названием «Сухово-Кобылин. Дело». «Гоголь-центр» продолжает им сразу несколько важных для себя репертуарных линий: на постановку приглашён кинорежиссёр и сценарист Стас Иванов, который написал собственную пьесу, основанную на биографии драматурга. Театр напоминает, что автор всё более популярной сегодня драматической трилогии «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина» (вероятно, самой мрачной в истории отечественного театра), Сухово-Кобылин основал многое в пьесах на событиях собственной жизни. Спектакль, в котором «произведения известного драматурга XIX века переплетутся с его же биографией», как говорится в релизе, станет продолжением постановок ГЦ, посвящённых фантасмагорическим исследованиям биографий русских классиков и художников вообще. «Зритель погружается в повседневный быт и перипетии жизни Сухово-Кобылина и наблюдает за тем, как череда неудач, суды, поражения и победы автора превращаются в легендарную драматургическую трилогию, а она, в свою очередь, становится единственным оружием в борьбе против системы и клеветы», — говорится в релизе ГЦ.

В следующей анонсированной постановке автор-писатель, как обещает пресс-релиз, тоже появится на сцене. Владислав Наставшев поставит детектив-нуар — и, в отличие от недавней премьеры ГЦ, «Исчезнувшего велосипедиста» Филиппа Гуревича, этот нуар, очевидно, не будет ироническим. В основе — роман Патриции Хайсмит «Незнакомцы в поезде»: «о случайной встрече в одном вагоне двух незнакомцев, — говорится в пресс-релизе, — один из которых предлагает свою давнюю идею об „убийстве крест-накрест“: то есть каждый из участников должен убить того, кого попросит убить другой. Второй собеседник не воспринимает идею всерьёз, что в результате приводит к фатальным последствиям для обоих».

На Малой сцене планируется российская премьера пьесы «Красный» — этот текст Джона Логана, сценариста «Авиатора» и «Гладиатора», получил «Тони» как лучшая пьеса-2010. Актёр и режиссёр, ученик Олега Кудряшова Александр Алябьев, который будет ставить «Красный» в ГЦ, сам переводит пьесу на русский язык. Спектакль снова станет своеобразным исследованием природы творчества — события в пьесе связаны с судьбой легендарного художника ХХ века Марка Ротко. Главные роли в будущем спектакле сыграют худрук ГЦ Алексей Агранович и Александр Горчилин. Алябьев рассказывает: «В одном из интервью Ротко говорил о том, что картина не изображает некий опыт, но является опытом. Эта пьеса поможет каждому ответить самому себе на вопрос: Марк Ротко — он шарлатан или гений? Я, признаюсь честно, очень настороженно относился к современному искусству, но, когда начал пытаться разобраться в творчестве Ротко, в его мотивах, я изменил свое отношение. Только зная контекст, ты имеешь возможность понимать происходящее».

Последняя анонсированная премьера ГЦ также связана с американской классикой, в последнее время занимающей важное место в репертуаре театра. Кинорежиссёр Алексей Мизгирёв, поставивший один из первых спектаклей в истории «Гоголь-центра» («Братья» по мотивам фильма Висконти), выпустит здесь детективную историю по мотивам романа Джека Лондона «Смирительная рубашка». Будущий спектакль под названием «Starrover», как поясняет релиз, расскажет историю о «профессоре агрономии, убившем в порыве ревности своего коллегу. Но, находясь в тюрьме, профессор научился покидать своё тело и путешествовать во времени и пространстве, вспоминая и заново переживая все свои воплощения».

Одним из главных событий предстоящего сезона станут гастрольные показы спектакля Кирилла Серебренникова «Чёрный монах». Напомним, эта постановка гамбургского Thalia Theater формально не является копродукцией с «Гоголь-центром», однако артисты ГЦ (Филипп Авдеев, Один Байрон) играют в нём центральные роли. Российская премьера «Чёрного монаха» на сцене ГЦ намечена на сентябрь.

Кроме того, в театре продолжится работа программы «Гоголь-арт», запущенной год назад (куратор — Евгения Гершкович). В планах на год — выставки Сергея Пономарёва и Юрия Козырева, Татьяны Назаренко, студентов Айдан Салаховой. А уже 15 февраля откроется выставка Алексея Фокина — автора фотографий со съёмок фильма Кирилла Серебренникова «Лето». Героями станут актёры ГЦ — пресс-служба театра рассказывает: «Новая выставка представит артистов „Гоголь-центра“ в самых обычных для них и самых необычных для зрителей образах — а именно в домашней обстановке, без грима, макияжа и специального света. Для этого проекта Алексей Фокин в течение нескольких месяцев побывал в гостях более чем у 70 наших актёров, пообщался с ними и пофотографировал их повседневную жизнь на пленку и цифру».

Комментарии
Предыдущая статья
Марина Шимадина о самом политическом спектакле Дмитрия Крымова 02.02.2022
Следующая статья
Каменькович и «фоменки» переносят на большую сцену хронику Лескова 02.02.2022
материалы по теме
Блог
Скажите, люди, когда приедет этот поезд?
В театре Пространство Внутри вышел спектакль «Петушки» по мотивам поэмы Венедикта Ерофеева. Режиссёр – Савва Савельев, художник – Саша Карпейкина. Спектакль так вдохновил студента-продюсера Егора Семахина, что он (и уже не в первый раз) решил выступить в роли рецензента. 
Новости
Герои «Петушков» Саввы Савельева не смогут покинуть Курский вокзал
17 и 18 февраля на площадке московского пространства «Внутри» пройдёт премьера спектакля Саввы Савельева «Петушки». В основе постановки — собственная пьеса Савельева, написанная как оммаж поэме Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки».