В БДТ попрощаются с «хозяином сцены» Адилем Велимеевым

На фото – Адиль Велимеев © архив БДТ им. Г.А.Товстоногова

Не стало не просто старейшего – легендарного сотрудника БДТ имени Товстоногова, заведующего машинно-декорационной частью театра Адиля Мунировича Велимеева, который проработал в Большом драматическом 60 лет. Сообщение об этом появилось на официальном сайте театра. Прощание пройдёт завтра, 11 января.

Его невозможно было представить вне БДТ, на пенсии. Во время монтировки декораций и их разбора, во время спектакля и в антракте на огромной сцене Большого драматического театра можно было заметить худую энергичную фигуру Адиля Мунировича: его движения, быстрые, чёткие, уверенные, невозможно было спутать ни с чьими другими. Слаженной командой машинистов сцены он руководил до 21 декабря 2022 года, когда, возвращаясь из театра домой, поскользнулся на льду на тротуаре в переулке Джамбула и получил несколько черепно-мозговых травм. Две недели врачи пытались спасти его жизнь, но 4 января Адиля Велимеева не стало.

Трудно найти человека скромнее Адиля Мунировича, но удивительным образом именно о нём в БДТ рассказывают больше всего замечательных историй, именно его слова то и дело цитируют.

«Я самый счастливый человек в театре, счастливее актёров», – любил говорить Адиль Мунирович. А когда его спрашивали, почему, отвечал: «Потому что актёры, даже самые востребованные, заняты не во всех спектаклях, а я – во всех».

В театре его называли «хозяином сцены». Главный художник театра Эдуард Степанович Кочергин однажды объяснил, почему: «В европейских театрах такой человек называется директором сцены, и это по сути правильно, потому что он — самый опытный и осведомлённый человек во всём, что касается театральной машинерии. Без него не устанавливаются декорации, не принимаются на работу монтировщики, без него театр не поедет ни на какие гастроли. Его можно сравнить с боцманом на корабле, который тоже именно хозяин. У главного машиниста сцены своё хозяйство — троса, гвозди, болты, холст, бархат, швейная машинка и так далее. Что касается самого Адиля, то все мои тридцать спектаклей, который я сделал с Товстоноговым, я монтировал с ним, с Велимеевым. Мы начинали общаться в тот момент, когда был готов макет декораций, и он мне сразу говорил: „Вот это будет очень сложно, может, поищешь решение попроще?“. Иногда я искал, иногда категорически не соглашался, мы могли очень ругаться, но я сейчас даже не могу вспомнить конкретных поводов, потому что тут не было ничего личного, всё было для дела и заканчивалось всегда хорошо. Адиль — высочайшего уровня профессионал, очень честный, обязательный, удивительно аккуратный, чистоплотный».

На фото – Адиль Велимеев и Эдуард Кочергин © архив БДТ им. Г.А. Товстоногова

В театре вспоминают, что, когда у Товстоногова что-то не ладилось с декорациями, он всегда знал, кого звать на помощь. «Адик! Адик!! Где Адиль?!!» — кричал он, Велимеев возникал, словно из воздуха, — и всё немедленно решалось. Его же Товстоногов призывал, едва возникали те или иные гастрольные планы: «Адиль, а мы помещаемся в Комеди Франсез?» — «Помещаемся, Георгий Александрович», — следовал мгновенный ответ. Названия театров в вопросе то и дело менялись, а суть вопроса и стремительность ответа оставались неизменными: профессиональный глазомер Адиля Велимеева никогда его не подводил.

Врождённая хозяйская жилка и татарские корни обеспечили ещё одно чудесное свойство Адиля Мунировича — умение безукоризненно упаковывать декорации в огромные контейнеры. «Однажды в Испании, — рассказывает всё тот же Кочергин, — куда мы возили на гастроли „Дядю Ваню“, местные монтировщики были потрясены: открыли они вагоны — а там не то что ничего подкрашивать и подправлять не надо, а даже ничего не помялось, — так аккуратно и грамотно Адиль всё упаковал. Я таких людей, как он, больше не знаю».

Самым счастливым днём в жизни Адиль Велимеев называл 11 мая 1959 года, когда директор театра Леонид Николаевич Нарицын принял его на работу в БДТ. Сам этот факт — чудо, потому что никаких документов у молодого человека не было. Они остались в колхозе деревни Большое Рыбушкино Нижегородской области. А Адиль рванул в город своего рождения, заработав первые собственные деньги на переписи населения. Но дело в том, что ровно в тот момент, когда Адиль появился в квартире своей ленинградской тетки, туда же пришла в гости её подруга, портниха БДТ Ибрагимова Надежда Александровна. И все присутствующие принялись её уговаривать: «Ну помоги ты, поговори, с кем надо, в своём театре, ну нет у мальчишки документов и прописки, а хороший ведь парень, ответственный». На следующий день Адиль Велимеев пришёл к директору Леониду Николаевичу Нарицыну — и тот взял его, как говорил сам Адиль Мунирович, «без ничего». Так Адиль Велимеев попал в подчинение к главному машинисту сцены Дмитрию Широкову. Первым его спектаклем стали «Варвары», где были заняты почти все корифеи БДТ — Ефим Копелян, Владислав Стржельчик, Павел Луспекаев, Татьяна Доронина. А с Кириллом Лавровым, отказавшимся играть Черкуна, Адиль почти сразу накрепко подружился раз и навсегда.

На фото – Адиль Велимеев и Алиса Фрейндлих © архив БДТ им. Г.А. Товстоногова

Одним из первых спектаклей, который пришёлся на дежурство нового машиниста сцены, стал «Лиса и виноград», четвёртый спектакль Товстоногова в БДТ – по пьесе Фигейредо о рабе Эзопе, который в финале предпочитает смерть рабству. И вот когда исполнитель роли Эзопа Виталий Полицеймако произнёс: «Где здесь пропасть для свободных людей?» – все, находящиеся на сцене и в зале, услышали громкие рыдания. Зрители, очевидно, так и ушли в недоумении, а актёры, оглянувшись на звук, увидели в кулисах худенького рабочего сцены, для которого трагическая театральная история стала на тот момент единственной реальностью.

Через три месяца Адиля Велимеева призвали в армию на три года, а когда он вернулся, то первым делом отправился в БДТ. Свободных рабочих мест, конечно, не оказалось, но директор вспомнил увлечённого и ответственного паренька и не только взял обратно на работу, но и выделил ему койку в четырёхместной комнате в общежитии театра.

Но первое ленинградское чудо случилось с Адилем в возрасте трёх лет. Тогда, зимой 1942-го, он остался абсолютно один в блокадном городе: отца расстреляли в августе 1941-го, бабушка, брат с сестрой и мать умерли от голода. А Адиль от страха спрятался за кроватью и тихонько там сидел, без сил и без еды. Казалось бы, шансов выжить у ребёнка не было, но неожиданно в комнате появились соседи — они искали в опустевших жилищах что-то, чем можно было согреться: топливо, одеяла. У большой гостеприимной татарской семьи Велимеевых отношения с соседями были очень тёплыми, и, как выяснилось, отец Адиля успел рассказать им о брате, живущем в селе Большое Рыбушкино на Волге. Туда малыша и отправили, но оказалось, что семью его дяди Анвара к тому времени раскулачили и выслали. И тут снова начались чудеса: в Большом Рыбушкине незадолго до того открылся детский дом, куда и поместили маленького Адиля. А директор его взялся разыскать родных мальчика и разыскал. И получил от дяди Анвара письмо с фронта, где тот уверял, что непременно вернётся живым, сразу, как окончится война, и племянника заберёт. Невероятно, но дядя сдержал обещание, вернулся через неделю после окончания войны, а вскоре перевёз всю семью — жену и двоих детей — в Большое Рыбушкино, где один за одним у него родились ещё четверо детей. Вот в этой семье из 9 человек и рос Адиль Велимеев.

И каждый раз, когда Адиль Мунирович отмечал в БДТ круглые даты, на них присутствовала не только его собственная петербургская семья, но и приезжали родственники с Волги с татарскими угощениями. Братья и сёстры. И это были чудесные праздники, самые тёплые и семейные из тех, что проходили в театре, ставшем для Адиля Велимеева вторым домом.

Чуда не случилось только зимой 2022-го…

…Прощание с Адилем Мунировичем Велимеевым пройдёт в большом зале БДТ на Фонтанке, 65, 11 января в 11.00 – на той самой сцене, где он провёл большую часть своей долгой и, как он сам считал, очень счастливой жизни.

Наша редакция выражает искренние соболезнования семье и друзьям Адиля Мунировича, а также всем тем, кто работал с нам в БДТ. Вечная память!

Комментарии
Предыдущая статья
Ушёл из жизни Леонид Эрман 08.01.2023
Следующая статья
Первыми гостями обновлённого «Шалома» станут лесосибирские «Мёртвые души» 08.01.2023
материалы по теме
Новости
Ушёл из жизни Александр Ширвиндт
На 90-м году жизни умер актёр, президент Театра сатиры Александр Ширвиндт. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой  на художественного руководителя театра Сергея Газарова.
Новости
Умерла Наталия Касаткина
Вчера, в ночь на 14 марта, в возрасте 89 лет умерла балерина, народная артистка РСФСР, руководитель московского Театра классического балета Наталия Касаткина.