Умер театральный критик Валерий Семеновский

На фото — Валерий Семеновский © ermistage.nakaretnom3.ru / архив театра «Эрмитаж»

Вчера, 17 января, на 72-м году жизни умер Валерий Семеновский — театральный критик, сооснователь «Творческих мастерских» и журнала «Московский наблюдатель», экс-главред журнала «Театр», драматург. О смерти Семеновского сообщил его сын.

Валерий Семеновский — знаковая фигура для новейшей истории театра, театральной критики и журналистики. В 1974 году Семеновский окончил журфак МГУ и почти полтора десятилетия отдал журналу «Театр», где начал работать ещё студентом. Затем, в 1987-м, он возглавил издательство «Союзтеатр», тогда же стал сооснователем легендарных «Творческих мастерских». Участниками этого авангардного театрального объединения были Клим, Александр Пономарёв и Владимир Мирзоев. Контркультура, с которой на разных этапах тесно соприкасался Семеновский, в «Творческих мастерских» была представлена не только театром как таковым, но и первыми выступлениями поэтической группы «Альманах» — их участником был и умерший за три дня до Семеновского Лев Рубинштейн.

Семеновский известен, прежде всего, как сооснователь и главный редактор журнала «Московский наблюдатель» (1991—1998) — явления рубежа эпох, театрально-аналитическое издание, в котором вместе работали лидеры театральной критики разных поколений и молодые авторы, которые станут новыми лидерами уже позднее и вне «Московского наблюдателя». Также Семеновский был главредом приложения к этому изданию, журнала «Разгуляй» (1995—1998). В 2000 году вернулся в журнал «Театр» уже в статусе главного редактора — им он пробыл до 2008 года. Одновременно с редакторской деятельностью продолжал работу в театрах: в 2000—2004 был заместителем худрука ЦИМа, а в 2008—2013 занимал аналогичную должность в театре «Эрмитаж». В 2012—2015 был главным редактором издательства Navona.

Помимо статей о театре, Семеновский писал пьесы для музыкального и драматического театра. Они и сегодня идут на российских сценах. В частности, в РАМТе экс-участник «Творческих мастерских» Александр Пономарёв выпустил «Любовь и смерть Зинаиды Райх», а в Александринском театре Никита Кобелев поставил «Тварь» (на основе пьесы «Учитель словесности» по мотивам «Мелкого беса» Сологуба). Драматургические сочинения Семеновского изданы в виде сборника «Книга представлений» («Балтийские сезоны», 2009).

Комментарии
Предыдущая статья
Фокин создаёт документально-фантазийный спектакль о «чужом театре» Мейерхольда 17.01.2024
Следующая статья
Команда прежней «Золотой Маски» проведёт «Детский Weekend — 2024» 17.01.2024
материалы по теме
Новости
В Большом покажут мировую премьеру балета Эно Печи
27 и 28 февраля на Новой сцене Большого театра пройдёт премьера вечера современной хореографии «Postscript 3.0». Совместный проект балета Большого и компании MuzArts объединит четыре постановки, одной из них станет мировая премьера — балет австрийского хореографа балканского происхождения Эно Печи «Четыре».
Новости
Прикотенко поставит оперу Стравинского на Дягилевском фестивале — 2024
Дягилевский фестиваль в 2024 году пройдёт с 20 по 29 июня. Среди премьер смотра — три оперные постановки: Passion Паскаля Дюсапена (режиссёр — Анна Гусева), «Похождения повесы» Игоря Стравинского (режиссёр — Андрей Прикотенко), «Волшебная флейта» Моцарта (режиссёр — Нина Воробьёва).