Фокин создаёт документально-фантазийный спектакль о «чужом театре» Мейерхольда

Эскиз декораций к спектаклю «Мейерхольд. Чужой театр» © соцсети Александринского театра

9, 10 и 11 февраля на Новой сцене Александринского театра пройдёт премьера Валерия Фокина «Мейерхольд. Чужой театр». В основе спектакля — стенограмма общего собрания в ГосТИМе после выхода статьи Платона Керженцева «Чужой театр» (1937).

Премьера постановки художественного руководителя Александринского театра приурочена к 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда — 9 февраля 1874 года.

Валерий Фокин рассказывает: «Это спектакль, который будет сделан по подлинным текстам стенограмм отдельных репетиций и воспоминаний. Но самую главную основу составляет стенограмма известного собрания ГосТИМа, которое проходило в 1937 году под названием „Чужой театр“ — была такая статья в газете „Правда“ в том 37-м году — собственно собрание, на котором обсуждалась эта статья, обсуждалась вся „неверная“, „неправильная“ и „такая-сякая“ линия мейерхольдовского театра и самого мастера, после чего, буквально через несколько месяцев, театр был расформирован, то есть ликвидирован».

Эскиз декораций к спектаклю «Мейерхольд. Чужой театр» © соцсети Александринского театра

Со статьи Керженцева начался путь к уничтожению не только театра Мейерхольда, но и его самого. В спектакле показано начало это процесса — обсуждение и осуждение режиссёра его товарищами по театру, высказанные в лицо мастеру претензии (часто — смешные и нелепые, продиктованные личными обидами). Валерий Фокин, ставя этот документальный материал как «бытовой и острохарактерный», комбинирует его с «воспоминаниями и фантазиями» Мейерхольда, репетициями и сценами из его спектаклей, создавая второй слой действия. Поэтому, как сказано в описании премьеры, «конфликт перестаёт быть бытовым, но поднимается до обобщений, затрагивая извечные вопросы: взаимоотношения художника и общества, возможности компромисса между творческой необходимостью и человеческой справедливостью, меры ответственности художника перед самим собой и перед теми, кто пошёл за ним».

Эскиз декораций к спектаклю «Мейерхольд. Чужой театр» © соцсети Александринского театра

Напомним, ещё в мае 2023 года Александринский театр запустил обширную программу к юбилею Мейерхольда. 12 мая перед зданием Новой сцены установили памятник режиссёру. Тогда же прошёл трёхдневный фестиваль «Новая Х», посвящённый как приближающемуся 150-летию со дня рождения Мейерхольда, так и десятилетию самой Новой сцены. Ещё одно посвящение мастеру создаст Кирилл Люкевич — премьера спектакля «Мейер» пройдёт в пространстве «7 яруса».

Эскиз костюма Мейерхольда к спектаклю «Мейерхольд. Чужой театр» © соцсети Александринского театра

Вместе с Валерием Фокиным над спектаклем «Мейерхольд. Чужой театр» работает художник-постановщик Алексей Трегубов. Всеволода Мейерхольда сыграет Владимир Кошевой, также в премьере будут заняты Владимир Лисецкий, Светлана Смирнова, Степан Балакшин, Олеся Соколова, Анастасия Пантелеева, Владимир Маликов, Дмитрий Гирев и другие.

Комментарии
Предыдущая статья
Кочержевский, Кулов и Джавадов ставят мини-пьесы на фестивале «Stories-2024» 17.01.2024
Следующая статья
Умер театральный критик Валерий Семеновский 17.01.2024
материалы по теме
Новости
В Большом покажут мировую премьеру балета Эно Печи
27 и 28 февраля на Новой сцене Большого театра пройдёт премьера вечера современной хореографии «Postscript 3.0». Совместный проект балета Большого и компании MuzArts объединит четыре постановки, одной из них станет мировая премьера — балет австрийского хореографа балканского происхождения Эно Печи «Четыре».
Новости
Прикотенко поставит оперу Стравинского на Дягилевском фестивале — 2024
Дягилевский фестиваль в 2024 году пройдёт с 20 по 29 июня. Среди премьер смотра — три оперные постановки: Passion Паскаля Дюсапена (режиссёр — Анна Гусева), «Похождения повесы» Игоря Стравинского (режиссёр — Андрей Прикотенко), «Волшебная флейта» Моцарта (режиссёр — Нина Воробьёва).