«Табакерка» начнёт сезон премьерами по Вампилову и Агате Кристи

На фото - репетиция спектакля "И никого не стало". Фото из соцсетей театра

Московский «Театр Олега Табакова» пока не рассказывает подробностей о предстоящем сезоне, который станет для театра юбилейным (35-м), однако две ближайшие премьеры «Табакерки» намечены уже на сентябрь.

Сезон «Табакерки» откроется 7 сентября — в этот день в подвале на Чистых Прудах сыграют премьерный спектакль актрисы, а с недавних пор и режиссёра театра Алёны Лаптевой «Старший сын» по одноимённой пьесе Александра Вампилова. Напомним, сравнительно недавно (премьера прошла в конце 2008 года) на той же «подвальной» сцене существовал другой «Старший сын» — постановка Константина Богомолова. Обе главные роли в том спектакли играли артисты дружественного «Табакерке» МХТ, Юрий Чурсин и Сергей Сосновский. Режиссёр нового «Старшего сына» Алёна Лаптева тоже принимала участие в той постановке (правда, не с момента премьеры) — она играла эпизодическую роль одной из двух Подруг. Любопытно, что, помимо пространства (сцены на Чистых Прудах), с тем спектаклем нового «Старшего сына» связывает исполнитель роли Соседа — в обеих версиях это роль Алексея Усольцева.

В остальном спектакль, выросший из работы студентов выпускного курса Театральной школы Олега Табакова, осуществлённой Лаптевой как режиссёром-педагогом, будет принципиально отличаться от «Старшего сына»-2008, заверяет театр. Исходя из аннотации спектакля, интерпретация вампиловского текста в этом варианте и впрямь будет иной: «Когда-то Пушкин устами Моцарта советовал в грустные минуты перечесть „Женитьбу Фигаро“. В те минуты, когда вы готовы утратить веру в человечество, нужно перечесть пьесу Вампилова „Старший сын“. Это великая пьеса об абсолютной любви, на которую способны редкие люди. В такой любви нет сентиментальности и слащавости, в реальном мире она выглядит странно и неразумно, но всё-таки существует». Сама Алёна Лаптева поясняет: «Вампилов — драматург, который всегда современен. Из тем, затронутых им в пьесе „Старший сын“, а их много, можно выбрать любую, и она будет актуальна. Мне была интересна история того, как чужой, посторонний человек становится родным. Как можно принять такой поворот событий не в теории, а на практике, как происходит это срастание. „Все люди — братья“ — не только название неоконченной оратории Сарафанова, это принцип его жизни».

Вместе с режиссёром над спектаклем работали художник-сценограф Сергей Тырин, художник по костюмам Евгения Панфилова и художник по свету Айвар Салихов. Играть в спектакле будут молодые артисты театра Артур Касимов, Павел Шевандо, Павел Чернышёв, Максим Сачков, Севастьян Смышников, Наталья Попова, Арина Автушенко, Ангелина Пахомова, Анастасия Симушкова, а также упомянутый выше Алексей Усольцев. И, разумеется, Сарафанова будет играть не юный актёр, а один из основоположников «Табакерки» Сергей Беляев.

Сразу после премьеры «Старшего сына» (7 и 8 сентября) пройдёт другая премьера — уже на «большой» сцене «Табакерки» на Сухаревской. 10 и 11 сентября здесь впервые покажут новую постановку худрука театра Владимира Машкова — «И никого не стало» по пьесе Агаты Кристи. Это авторское переложение для сцены собственного романа, хорошо известного в России под названием «Десять негритят». Участвовать в спектакле Машкова будет практически весь костяк «Табакерки»: Борис Плотников, Виталий Егоров, Яна Сексте, Аня Чиповская, Сергей Угрюмов, Игорь Петров, Евгений Миллер, уже упоминавшиеся в связи с другой премьерой Сергей Беляев и Алёна Лаптева, а также молодые актёры Владислав Наумов и Владислав Миллер.

Владимир Машков настаивает на богатом театральном потенциале детективного материала: «Это редко встречающийся в театре жанр, жанр сложный, требующий от артиста большого мастерства. Крайние проявления эмоций, которые герои испытывают перед лицом своей и чужой смерти, дают богатейшие возможности для перевоплощения. Человек, безнаказанно причинивший зло, не просто с этим свыкается, он строит в своём воображении новую версию случившегося, в которой предстаёт почти героем, совершившим справедливый поступок. Он верит в это сам и пытается заставить верить других. Герои пьесы буквально загнаны в угол. Происходит переход от законов человеческой общности к законам стаи, где каждый пытается спастись, оправдавшись или пытаясь уничтожить кажущийся источник угрозы возмездия. В героях „тёмные качели“ от вины к невиновности раскачивает сильнейший страх. Самые разные его виды мы и собираемся исследовать в нашем спектакле. Это интересное, местами жутковатое путешествие».

Соавторами режиссёра в работе над спектаклем стали скульптор Александр Рукавишников, для этой постановки «переквалифицировавшийся» в сценографа, художник по костюмам Валентин Юдашкин (кутюрье уже сотрудничал с «Табакеркой» — создавал костюмы для спектакля Аллы Сигаловой «Моя прекрасная леди») и художник по свету Айвар Салихов.

Обе премьеры должны были пройти ещё до юбилейного сезона — первые показы обоих спектаклей были запланированы на июнь, однако пандемия изменила планы театра. В итоге было решено начать сезон именно с премьер — остальные спектакли репертуара в «Табакерке» начнут играть с 13 сентября.

Комментарии
Предыдущая статья
В Большом театре часть артистов отправили на карантин 09.08.2020
Следующая статья
Борис Павлович готовит инклюзивный мюзикл 09.08.2020
материалы по теме
Новости
Светлана Землякова вернёт в Театр на Таганке «Деревянных коней»
Сегодня и завтра, 18 и 19 апреля, на Основной сцене московского Театра на Таганке пройдёт премьера спектакля Светланы Земляковой «Деревянные кони» по повестям Фёдора Абрамова.
Новости
«Красный факел» выпускает музыкальный вариант «Ромео и Джульетты»
19 и 20 апреля в новосибирском театре «Красный факел» пройдёт премьера спектакля Марка Букина «Ромео и Джульетта» по одноимённой трагедии Шекспира.