В Театре Камбуровой Тургенева приблизят к современности с помощью Мамлеева

На фото — момент репетиции спектакля «Степной король Лир» © пресс-служба Театра Камбуровой

23 и 24 февраля в Малом зале Театра музыки и поэзии п/р Елены Камбуровой пройдёт премьера спектакля Дениса Сорокотягина «Степной король Лир» на основе одноимённой повести Тургенева.

Премьера выросла из эскизной работы, показанной на Дне города в начале нынешнего сезона, и станет первым обращением Театра Камбуровой к сочинениям Тургенева.

Актёр, режиссёр, композитор и писатель Денис Сорокотягин в Театре Камбуровой выпустил четыре постановки, и зачастую его работы отличает парадоксальное соединение текстов внутри одного спектакля. В случае со «Степным королём Лиром» к заглавному тургеневскому сочинению Сорокотягин прибавил небольшие фрагменты текстов знаковых для мировой и отечественной культуры ХХ века фигур: в спектакле прозвучит отрывок из «Прогулки» Роберта Вальзера, а также диалоги из «Шатунов» и «Московского гамбита» Юрия Мамлеева. По мнению режиссёра, мрачная интонация обоих соответствует трагической картине мира в повести Тургенева, которую он характеризует так: «Таинственность, откровенный фрейдизм, осознанная нелюбовь друг к другу, желание мучить — и быть мучениками в итоге».

О «Степном короле Лире» Денису Сорокотягину рассказал Валерий Галендеев — легендарный петербургский педагог по сценической речи, знаток литературы. Сюжетная рамка тургеневской повести — разговор о шекспировских типах и коллизиях «здесь и сейчас», среди знакомых, соотечественников и современников. Главный герой, помещик Харлов, делит при жизни имение между двумя дочерьми, и дальнейшее развитие событий вполне соответствует трагедии Шекспира и по сюжету, и по внутреннему драматизму. Дениса Сорокотягина, по его собственным словам, «Степной король Лир» заинтересовал и как возможность приблизиться к Шекспиру. При этом он видит в тексте и «налёт» специфически русского морока, образов и стилистики Лескова и Салтыкова-Щедрина. В своём спектакле для отражения этой линии режиссёр использует тексты Мамлеева, приближая повесть 1870 года к современности — как приближал шекспировского «Короля Лира» к современности и сам Тургенев.

Неожиданным для Театра Камбуровой стало решение в «Степном короле Лире» свести к минимуму присутствие «титульных искусств» — музыки и поэзии. По словам Дениса Сорокотягина, ключевой для постановки была «музыка текста», а музыка как таковая звучит лишь там, где её присутствие неизбежно, обусловлено действием и связано со смыслами спектакля (например, одной из ключевых композиций становится песня Елены Фроловой «Мотылёк» на стихи Бродского).

Главную роль, помещика Харлова, сыграет Александр Бордуков, его дочерей — Виктория Тихомирова и Любовь Логачёва. В других ролях — Александр Кольцов, Мохамед Абдель Фаттах, артистка МТЮЗа Арина Нестерова, юный музыкант Степан Аникеев-Кондрашин, а также сам Денис Сорокотягин (в очередь с Александром Кольцовым). Соавтором постановки стала художница Ирина Пинова (Ютанина).

Помимо «Мотылька», в спектакле прозвучит музыка Шнитке, Рахманинова, Делиба, Пуленка, а также Леонсии Эрденко и музыкальные темы, написанные для постановки Денисом Сорокотягиным.

Комментарии
Предыдущая статья
Пермский балет проведёт онлайн-трансляцию «золотомасочного» показа 21.02.2024
Следующая статья
«Балет Москва» и Ольга Лабовкина исследуют «процесс заживления» 21.02.2024
материалы по теме
Новости
«Антикварный цирк» возвращается к своему первому спектаклю
20 апреля в московском культурном центре «Строгино» пройдут показы спектакля «Альбом моего дедушки» независимой театрально-цирковой компании «Антикварный цирк» (режиссёр — Елена Польди).
Новости
«Красный факел» выпускает музыкальный вариант «Ромео и Джульетты»
19 и 20 апреля в новосибирском театре «Красный факел» пройдёт премьера спектакля Марка Букина «Ромео и Джульетта» по одноимённой трагедии Шекспира.