Добронравов и Гуськов станут Моцартом и Сальери в премьере Шульева

Промофото спектакля «Амадей» © Александра Торгушникова

7 и 8 марта на Основной сцене Вахтанговского театра пройдёт премьера спектакля Анатолия Шульева «Амадей». Главные роли сыграют Виктор Добронравов и Алексей Гуськов.

История Моцарта и Сальери, рассказанная в «Амадее», вдохновлена одной из знаменитых «Маленьких трагедий» Пушкина. Версию британского драматурга Питера Шеффера играли британские и американские звёзды, на отечественной сцене её также можно было увидеть в исполнении артистов первой величины (наиболее известен МХАТовский спектакль Марка Розовского с Сальери — Олегом Табаковым), а мировую популярность сюжет приобрёл благодаря одноимённому фильму Милоша Формана. В вахтанговской постановке режиссёр Анатолий Шульев использует сценическую версию Сергея Плотова.

В анонсе премьеры сказано, что это история «не о зависти, а о неразделённой любви»: «Для Сальери мучительно осознавать, что Бог выбрал своим инструментом другого человека. Он объявляет сделку с Богом недействительной и начинает ему мстить, уничтожая Моцарта. <…> Обычно, говоря о расплате за вечность, мы вспоминаем историю Фауста. Сальери, в отличие от Фауста, хотел заключить сделку с Богом, а не с дьяволом. Но Бог не заключает сделок. Высшим наказанием для Сальери стало мучительное понимание бессмертия музыки Моцарта и осознание бессмысленности своих действий».

«Амадей» для ученика Римаса Туминаса Анатолия Шульева станет дебютом на Основной сцене Вахтанговского — до этого он выпустил в театре несколько камерных работ. Пресс-службе театра он прокомментировал переход в «большую форму» так: «Основная (историческая) сцена, безусловно, накладывает отпечаток на работу. Это огромное пространство, его надо освоить, надо построить в этом пространстве мир путаных воспоминаний Сальери, мир музыкальной неординарности Моцарта. И именно чёрная бездонная пропасть вахтанговской сцены помогает усилить темы, звучащие в этой истории, она помещает голос человека в контекст вечности».

Впервые в спектакле Шульева будут участвовать и оба исполнителя главных ролей — Виктор Добронравов (Моцарт) и Алексей Гуськов (Сальери). Кроме них, в премьере заняты артисты Екатерина Крамзина, Фёдор Воронцов, Олег Макаров, Евгений Косырев, Александр Рыщенков, Валерий Ушаков, Полина Кузьминская, стажёры Вахтанговского Семён Арзуманов, Эюб Фараджев, Каролина Койцан, студенты Щукинского института Мамука Патарава и Григорий Здоров. Одну из центральных ролей сыграет Полина Рафеева — также студентка «Щуки», занятая во многих спектаклях Вахтанговского, исполнительница главной женской роли в «Генерале и его семье» Светланы Земляковой.

Промофото спектакля «Амадей» © Александра Торгушникова

Виктор Добронравов рассказал пресс-службе театра о своём видении роли: «Моцарт живёт в наших представлениях, в мемуарах, в исследованиях, в художественных произведениях, но мы не знаем, каким он был на самом деле. В кино есть понятие „актёрского дубля“, когда актёр показывает свою версию сцены, как он её видит. Так и в спектакле будет моя актёрская версия Моцарта. Я вижу человека, любящего жизнь и черпающего в ней своё вдохновение, недоступное для Сальери. В отличие от Сальери, Моцарт подбирает своё вдохновение буквально „с пола“, не боясь пропускать жизнь через себя и полностью принимая тот факт, что он сам инструмент в руках Бога. Безусловно, он виртуозный музыкант с великолепной техникой, но источник его гениальности находится в его восприимчивости к жизни, в его открытости. В конечном счёте, мы рассказываем о двух сторонах творчества, ремесле и вдохновении. Если убрать одно или другое, творчество станет невозможным. А любить или не любить Моцарта — это любить или не любить его отношение к жизни, соглашаться с ним или нет».

«Моцарт жизнь жил, а Сальери жизнь себе придумал, — объяснил Алексей Гуськов пресс-службе театра. — Поэтому долгая жизнь Сальери стала ему в тягость, а короткая жизнь Моцарта была прекрасной. Вот тема, которая волнует меня сегодня. Всё, что происходит, мы увидим через воспоминания Сальери, пережившего Моцарта на много лет, услышим его монологи, почувствуем его горечь. Он будет трогательным, человечным, ошибающимся».

«История Моцарта и Сальери — это не только исторический эпизод, это уже почти миф, который поднимает много важных вопросов о человеческой жизни, — подытожил Шульев в разговоре с пресс-службой Вахтанговского. — Собственно, каждый рано или поздно спрашивает себя: как стать счастливее, чем наполнить собственную жизнь, чтобы она имела смысл, и что останется после неё. Сальери вместе с Моцартом и другими героями ищет ответы на эти вопросы прямо на наших глазах и находит порой довольно парадоксальные ответы».

На фото – момент репетиции спектакля «Амадей» © Яна Овчинникова

Помимо режиссёра, над премьерой работают автор сценографии, главный художник Вахтанговского Максим Обрезков, художник по костюмам Мария Данилова, художник по свету Александр Матвеев и композитор Полина Шульева (автор вариаций звучащих в спектакле сочинений Моцарта и Сальери).

Анатолий Шульев окончил Театральный институт имени Бориса Щукина (курс Нины Дворжецкой и Римаса Туминаса). Дипломный спектакль режиссёра, «Король умирает» по пьесе Ионеско, в 2016 году был показан на Новой сцене Вахтанговского театра. Здесь же он поставил «Дурочку» (2021) по одноимённой пьесе Лопе де Веги. А на Симоновской сцене Вахтанговского в 2017 году вместе с однокурсниками, выпускниками режиссёрской мастерской Туминаса Гульназ Балпеисовой, Владимиром Бельдияном и Хуго Эрикссеном, — спектакль-альманах «Стефан Цвейг. Новеллы» (Шульев работал над новеллой «Принуждение»). В числе других постановок Шульева — спектакли в Московском академическом театре имени Маяковского и Московском драматическом театре имени Пушкина. Преподаёт в ГИТИСе.

Комментарии
Предыдущая статья
Он в Аргентине, мы на острове 18.02.2023
Следующая статья
Ромео Кастеллуччи ставит «Дафну» в Берлине 18.02.2023
материалы по теме
Новости
«Красный факел» выпускает музыкальный вариант «Ромео и Джульетты»
19 и 20 апреля в новосибирском театре «Красный факел» пройдёт премьера спектакля Марка Букина «Ромео и Джульетта» по одноимённой трагедии Шекспира.
Новости
Персеваль исследует тему власти с помощью «римских трагедий» Шекспира
20 апреля на сцене венского Volkstheater пройдёт премьера спектакля Люка Персеваля «Рим» по тексту Юлии Йост, основанного на пьесах Шекспира из числа так называемых «римских трагедий».