Семён Серзин выпускает премьеру про компромиссы во «время колокольчиков»

Промо-фото спектакля "Общага на крови". Фото Георгия Кардавы (из соцсетей Невидимого театра)ю

Сегодня и завтра, 11 и 12 мая, в Театральном центре «На Страстном» в Москве пройдёт премьера спектакля Семёна Серзина «Общага на крови».

Московская премьера петербургского «Невидимого театра» основана на дебютном романе Алексея Иванова «Общага-на-Крови». Журнал ТЕАТР. уже рассказывал ранее о том, что дебюты будут и в самом спектакле — помимо постоянных резидентов «Невидимого», в этой работе Семёна Серзина будут заняты и «новые лица», в том числе те, кто в спектаклях Серзина никогда не играл.

А о том, как и зачем сегодня артистам, окончившим вузы десять лет назад, играть перестроечную историю про студентов, Семён Серзин рассказал журналу ТЕАТР.: «Взгляд героев на мир, конечно, очень связан с их возрастом, юношеским ощущением жизни. Такой оголтелый поиск смысла, которым ты очень пытаешься всё нагрузить, когда у тебя, как у героев этого романа, в жизни ничего нет, ты только начинаешь. И вот ты ищешь направление, очень хочешь чего-то добиться, у тебя на всё есть своя точка зрения — ты на самом деле не понимаешь, как всё устроено, но изо всех сил делаешь вид, что понимаешь, и говоришь о каких-то высоких вещах. Это, конечно, очень инфантильная позиция, но, мне кажется, для каждого человека важная. Насколько потом это находит отражение в твоей жизни — или тебя перемалывает, и ты становишься каким-то другим. Часты же примеры, когда вроде бы были очень внятные люди, с какими-то нормальными позициями по жизни, а вдруг что-то в них щёлкает, перемыкает, и ты не понимаешь, что с ними произошло.

У нас в хорошем смысле слова актёрский спектакль, потому что всем артистам не за чем скрыться. Такой перестроечный «Старший сын». Но, мне кажется, там много узнаваемого и много смешного. Тут, конечно, невозможно играть «на голубом глазу», потому что, если пробовать всё это делать «на серьёзных щах», то ни слушать, ни смотреть будет невозможно. Так что всё с иронией, немного игра. Я думал о возрастной разнице, и мне кажется, что интересней разбираться с этой историей как раз нам — не ровесникам героев (хотя команда спектакля разновозрастная), которые могут вновь в это окунуться, ещё не слишком далеко отойдя, но просто по-человечески уже зная, что на самом деле происходит дальше. Герои нам, конечно, понятны, особенно тем из нас, кто тоже жил в общаге, кого так же болтало с этими идеалами. Ты заканчиваешь Театральную академию, да что угодно, и думаешь: вот какая впереди жизнь — огромная, интересная, и вот сейчас откроются тебе все двери. Ты же действительно так думаешь — вот в чём штука. И, я думаю, это стабильно из поколения в поколение: иллюзия, что будет какая-то огромная жизнь, а она на самом деле — очень конкретная и состоящая из бесконечных компромиссов с самим собой. А «Общага» — это конечно, история про компромиссы. И герои всё время от них, как от комендантши, пытаются скрыться разными способами. Но в итоге ничего не выходит.

А герои романа — люди, которые при всей своей бедовости и идиотизме всё равно очень симпатичны. Потому что в них нет явного зла, что ли. Есть такая дурацкость, несоответствие жизни. Другое дело, что у части этих честных людей не выходит жить со своей же честностью, они от неё отказываются и принимают действительность и то плохое, тёмное, что в них есть, как главное. Героев в начале всё-таки болтает очень сильно, они ищут какую-то правду, в итоге не находят — и смиряются с той, которую им предлагает общага. «На крови» тут, наверное, в том смысле, что ты либо живёшь, либо не живёшь вообще. Если ты против устройства этого мира, ты можешь в нём не жить — а других вариантов, получается, как бы и нет. Один из героев говорит, что главное правило общаги — «будь как все». И девочка, которая сбросилась с крыши, как тоже говорят в книге, это правило просто ещё не поняла и не приняла. И общага-общество выплёвывает тех, кто не может принять правил (которые сами, может быть, ей же и противоречат).

Жанр, конечно, драма — в духе времени и общаги как места: низким слогом про высокое, или наоборот. Низкий жанр с высоким текстом. И большое пространство даёт воздух всё-таки, космос, который хотелось достать: если эту же историю рассмотреть очень близко, станет невмоготу. Там всё-таки очень дикая энергия внутри, и есть ощущение, что сцена должна быть чуть приподнята. Мы репетировали в комнате — в какой-то момент понимаешь, что стены жмут, не хватает пустоты. Типа: история происходит в общаге, но общага находится на планете Земля, планета Земля во Вселенной, об этом надо иногда вспоминать. А ещё мы думали про «время колокольчиков», в которое всё происходит, — время, когда все трезвонят сами по себе. У нас на сцене и настоящие колокольчики есть. А ещё многое замешано на видео, которое сочинял Миша Заиканов, — в визуальном выражении появился «космизм». Это связано с чуть-чуть дописанной нами линией Отличника — его надеждой на то, что общество изменить нельзя, но можно создать нового человека. Вообще, чтобы как-то двинуть общество, надо создавать что-то новое, а не пытаться разобраться в старом».

Напомним, что среди новых для «Невидимого театра» лиц — Геннадий Блинов, известный по спектаклям БДТ им. Г.А. Товстоногова (у Серзина сыграет Отличника), и Алексей Фролов (Ваня), в 2013 окончившие курс Анатолия Праудина в СПбГАТИ, и выпускники курса Дмитрия Брусникина в Школе-студии МХАТ разных лет — Эва Мильграм (Серафима) и Николай Кисличенко (Игорь). Обитателями «Общаги на крови» станут и постоянные резиденты «Невидимого»: артисты театра «Мастерская» Владимир Карпов (он также будет играть Игоря) и Михаил Касапов (Гапонов), актёр МДТ — Театра Европы Евгений Санников (также будет играть Ваню), а также Анна Донченко (Неля), Алёна Митюшкина и Юлия Башорина (Лёля).

В постановочной команде — постоянные соавторы Семёна Серзина: художница София Матвеева и композитор Евгений Серзин, а также видеохудожник Михаил Заиканов, для которого «Общага» станет первой работой в «Невидимом театре» и третьей совместной работой с режиссёром Серзиным.

Премьера в Петербурге намечена на осень 2021 года.

Комментарии
Предыдущая статья
«Территория» научит воронежцев сторителлингу 11.05.2021
Следующая статья
Белорусские деятели театра обратились к мировому культурному сообществу 11.05.2021
материалы по теме
Новости
На «Арт-платформе» покажут «абсурдистский танцевальный спектакль»
Завтра, 25 апреля, в пространстве «Арт-платформы» в московском Новом Манеже театр современного танца «всем телом» сыграет премьеру спектакля Александра Шуйского «Фрагменты Ожидания».
Новости
Янушкевич пригласит челябинцев на необитаемый остров шекспировской «Бури»
Сегодня, 24 апреля, на Малой сцене Челябинского театра кукол имени Вольховского пройдёт премьера спектакля Александра Янушкевича «Буря» (16+) по одноимённой пьесе Шекспира.