Юлия Беляева выпускает премьеру о совах в жанре кабаре

На фото — сцена из спектакля «Семь сов» © Юлия Утышева

13 и 14 декабря на Малой сцене Национального театра Карелии в Петрозаводске играют премьеру спектакля Юлии Беляевой «Семь сов» (14+) по пьесе Владимира Геллера.

Спектакль в жанре притчи Юлия Беляева поставила на основе сценария Геллера для не вышедшего мультипликационного фильма, который автор по её просьбе переделал в пьесу. Несмотря на сказочный антураж истории о совах и её мрачный сюжет, для премьеры режиссёр выбрала «лёгкий жанр» кабаре и ввела дополнительного персонажа — Конферансье. При этом она апеллирует к брехтовской эстетике, буквально начиная действие со строк идеолога эпического театра в исполнении Конферансье и используя зонги, также по её просьбе дописанные Владимиром Геллером для премьеры.

В описании спектакля о сюжете «Семи сов» говорится так: «Добродушный мельник Гюнтер живёт со своей красавицей-женой Альмой и не знает бед. От мышей его муку и зерно защищает семейство сов, а за это птицы занимают чердак в доме мельника. Но Альме не нравится такое соседство — слишком громко эти птицы слушают свои пластинки, играют в лото и репетируют музыкальные выступления совят. Она постоянно жалуется на них Гюнтеру, требует быть жёстче, а то и вообще выгнать. Никто вроде бы не хотел ничего плохого… Легче всего думать, что зло случается по воле обстоятельств и фатальная неизбежность предопределяет судьбу. Но человек должен понять и проникнуться уверенностью, что нет никаких внешних сил, перед лицом которых люди беспомощны и должны, сложив руки, отдаться их воле».

В интервью местным СМИ Юлия Беляева рассказала: «У кого-то возникнут ассоциации с нацистской Германией, у кого-то — со своим классом. Тема травли знакома детям. Уверена, у подростков будет какой-то свой взгляд на спектакль. Нам же хотелось сделать притчу в отрыве от конкретики, мы стремились к обобщению. Не случайно в прологе звучат слова о том, что театр не занимается рынком морали. Я не формулирую мораль. Не даю ответы на вопросы, кто виноват и что делать. За такими ответами нужно не в театр приходить. А вот вопросы я могу задавать. А кабаре по форме — лёгкий жанр: в этом есть и обманка, и объём. Пир во время чумы.

Хочется зрителю ставить непростые задачи иногда. Текст, который Ксюша Коган <исполнительница роли Конферансье. — прим. редакции> говорит в начале — это текст Брехта. Это про какое-то усложнение, многослойность. Зритель начинает думать, почему такая форма, что такое зонг. Мы, когда выбирали пьесу, понимали, что это не детский материал. Он скорее для семейного просмотра. Если я приду с 16-летним ребёнком, нам будет о чём поговорить, потому что тема непринятия, травли, насилия, предательства — это острая тема, которая может быть важной для разговоров, обсуждения важных вопросов. Подростки смогут понять. И у них будет свой взгляд».

Юлия Беляева — ученица Леонида Хейфеца, в 2020 году возглавившая Коми-Пермяцкий драмтеатр в Кудымкаре, недавно выпустившая в МТЮЗе «Вальс простого карандаша» по сказкам Евгения Клюева. Её соавторами в работе над петрозаводской премьерой стали главный художник Коми-Пермяцкого драмтеатра Любовь Мелехина, художник по свету Дмитрий Зименко (Митрич), хореограф Максим Пахомов и композитор Николай Бабич.

Помимо Ксении Коган, в спектакле заняты Глеб Германов (Гюнтер), Анастасия Айтман (Альма), Владимир Сотников (Весельчак), Людмила Исакова (Мама Сова), Алексей Белов (Папа Сов), Эмиль Сагдиев (Лётчик и Бабушка Сова), а также юные артисты Ирэна Жемгулите (Совёнок Бусинка) и Степан Белов (Совёнок Малыш).

На фото — сцены из спектакля «Семь сов» © Юлия Утышева

Комментарии
Предыдущая статья
Дмитрий Богославский ставит собственную пьесу в ЦДР 14.12.2023
Следующая статья
Франдетти возвращается в «Приют комедианта» с мюзиклом а капелла 14.12.2023
материалы по теме
Новости
Цхвирава ставит «шутку Толстого над своими семейными отношениями»
24 и 25 февраля в Омском академическом театре драмы пройдёт премьера спекталя Георгия Цхвиравы «Плоды просвещения» по одноимённой пьесе Льва Толстого. 
Новости
«Балет Москва» и Ольга Лабовкина исследуют «процесс заживления»
24 и 25 февраля в московском театре «Новая Опера» «Балет Москва» сыграет премьеру спектакля Ольги Лабовкиной «Всё, что после».