20 июля на ВДНХ открывается международный фестиваль искусств “Вдохновение”, он проходит уже в четвертый раз, но в этом году впервые целиком посвящен сценическим искусствам. Корреспондент Театра. изучила программу фестиваля и выбрала то, что никак нельзя пропустить.
Так сложилось, что фестивальный сезон в Москве стартует осенью, на которую приходятся сразу два важнейших фестиваля – «Территория» и «Новый европейский театр» (NET). Лето же – время отдыха и затишья, поездок на иностранные смотры и в отпуск. В этом году ситуация коренным образом изменилась благодаря фестивалю, организаторы которого, похоже, решили доказать, что каникул у культуры в нашем городе не бывает.
Inspiration rules
В довольно-таки обширной программе «Вдохновения» ставка сделана не на конвенциональный театр, а на новые, альтернативные формы, которые, по мнению кураторов Ингеборги Дапкунайте и Романа Должанского, гораздо проще «потреблять» в жаркий летний зной: театр вне театра, театр около театра и театр без театра. Квази-синтетический спектакль на грани физического театра, современного балета и цирка; шоу под открытым небом; общедоступная инсталляция, где каждый незаметно для самого себя из пассивного зрителя превращается в актера. Но даже среди всех этих событий выделяется одно особенно эпическое – то, о котором давно говорили и которого так долго ждали. Любимцы столичной театральной тусовки «Rimini Protokoll» наконец привозят в Москву один из самых известных своих проектов – «Situation Rooms».
Несмотря на сложную логистику и строгие правила (определенное – не больше 20 – количество зрителей, четкий инструктаж перед спектаклем и т.д.) этот спектакль имеет все шансы стать главным хитом и одновременно открытием московского театрального лета. Беженец, хирург, пацифист, пилот вертолета, член парламента, военный корреспондент, хакер… Сирия, Швейцария, Сьерра Леоне, Судан, Мексика, Дубай, сектор Газа, Пакистан, Абу Даби… Какую роль и какое место выберете вы? Вернее, какое место и время действия вам достанется? «Rimini Protokoll» не позволят пропустить свой ход: каждому участнику шоу выдается планшет, с которым он путешествует по комнатам, странам и континентам, поочередно примеряя на себя роли преступников и их жертв.
Во главе угла – острая, но кажется, мало кого волнующая в России тема торговли оружием со всеми вытекающими вроде массовых убийств, террористических актов, хакерских атак, детской смертности. Однако «Rimini Protokoll» со своей вечной жаждой социальной справедливости и социального исследования не были бы собой, если бы не пытались выйти на иной уровень – уровень обобщения и последовательного я-высказывания – на сей раз о войне и ее причинах. Что значит воевать? С кем и зачем мы воюем? Почему не можем остановиться? Все эти вопросы сыплются на зрителей с такой скоростью, что они просто не могут не начать в какой-то момент отвечать, практически не думая. И, как следствие, начинают говорить правду или просто действовать так, как действовали бы, окажись на месте других – абсолютно незнакомых им людей. А спектакль оказывается не увлекательным квестом, а сложноустроенным психологическим экспериментом, требующим осознанности и рефлексии.
Технология чуда
Если немецко-швейцарский Rimini Protokoll на «Вдохновении» отвечает за интеллектуальный театр, то итальянцы NoGravity – за чудеса. В их спектакле «Aria» артисты буквально парят в воздухе, прямо на глазах у публики опровергая закон тяготения. Сценарист, видеохудожник, хореограф и режиссер Эмилиано Пеллисари во время подготовки своего нового антигравитационного шоу работал не только на площадке, но и в архивах, восстанавливая мельчайшие технологические подробности ренессансного «театра чуда». В результате участники NoGravity летают под живой аккомпанемент «Roma barocca essemble», парят над сценой в смешных и ироничных позах, соединяются в необычные фигуры и заполняют пространство во всех его плоскостях. Новый цирк соединяется здесь с физическим театром, классическая музыка с танцем, аутентичные инструменты с вокалом Ангело Бонаццоли и Сюзан Бунгард. А само шоу помимо средневекового прошлого перебрасывает мостик и в настоящее, например, к тонким и чувственным балетам Иржи Килиана.
С настоящим и даже в большей степени будущим работают на фестивале французы – театры Les Plasticiens Volants с их «Космической Одиссеей» из летающих в воздухе и двигающихся по земле гигантских фигур и Générik Vapeur, которые в спектакле «Waterlitz» зрелищными акробатическими трюками оживляют почти двадцатиметровую высокотехнологичную конструкцию из морских контейнеров. Известная московская театральная художница, дважды лауреат «Золотой маски» этого года Ксения Перетрухина продолжит тему взаимодействия человека и пространства, «разбросав» по Центральной аллее ВДНХ загадочные объекты, которые сама характеризует как «инсталляции-сюрпризы». Каждый желающий с их помощью сможет стать актером или поставить увлекательный театральный опыт, а кроме того, понять, насколько разнообразен современный театр: на трибуне Тотального театра у фонтана «Дружба народов» спокойно наблюдать за жизнью города; в Горизонтальном театре рядом с фонтаном «Каменный цветок» осваивать пространство в соответствии с полученной инструкцией; в зале «Карманного театра», приютившегося в фонтане «Дружба народов», придумывать мини-спектакль с участием содержимого собственных карманов, а в «Театре одного зрителя» петь и признаваться в любви.
Важнейшее из искусств
У фестиваля есть также две больших спецпроекта – театральный и кинодокументальный. Оба пройдут в только что открытом после реставрации Доме Культуры, где в рамках программы «Имена» сыграют несколько камерных спектаклей, посвященных русской литературе и писателям ХХ века (в том числе премьеру «Все оттенки Черного» Глеба Черепанова о Саше Черном), а под грифом «Сцена. Экран. Реальность» покажут любопытнейшие документальные фильмы о различных театральных и перформативных практиках, некоторые из которых в Москве можно было увидеть лишь по счастливому стечению обстоятельств, а большинство никогда прежде тут не демонстрировались.
В частности, Московская школа кино представит альманах недавних выпускников, снятый в модном формате «кинотанца». Пластическому искусству будут посвящены и другие сеансы: лента Франчески Педрони «Роберто Болле – искусство танца» расскажет о знаменитом итальянском танцовщике, вдохновившемся когда-то Рудольфом Нуреевым; «Маламбо, хороший человек» Сантьяго Лоза – об одержимости героя национальным аргентинским танцем, который – как знак мужества и силы – имеют право исполнять только мужчины.
Зрителей со стажем наверняка заинтересуют и фильмы на театральные темы. Прежде всего, это, конечно, «Осел» Анатолия Васильева, где прославленный режиссер постарался максимально широко взглянуть на мифологемы, связанные с этим вьючным животным в истории искусства и культурными кодами, которые несет его появление на экране, в книге или на сцене. Пристальное внимание театральной общественности, безусловно, привлечет и «Партизан» Лутца Пенета, Адама Ульриха и Матиаса Алерта, посвященный одному из самых знаменитых немецких режиссеров наших дней Франку Касторфу и годам его руководства Volksbühne, вплоть до широко обсуждавшегося ухода с поста худрука в 2017 года.
Наконец, тем, кто интересуется современным театром и его наиболее актуальными формами, никак нельзя пропустить показ фильма Лолы Ариас «Театр войны», в котором аргентинский режиссер воссоздает события Фолклендской войны с помощью реальных участников тех событий. Память тела оказывается в этом проекте (сначала он был спектаклем, а потом превратился в фильм, наделавший много шуму на последнем Берлинском фестивале) сильнее национальных идей, а живые люди – своих социальных ролей. На предыдущем показе в Москве «Театр войны» представляла сама автор, много и интересно рассказывавшая про реэнектмент как театральный и кинематографический жанр, но хочется верить, что и без ее рассказа простая и внятная история шести ветеранов аргентино-британского конфликта окажется близка и понятная московскому зрителю.
Полное расписание событий – на сайте http://vdohnovenie.vdnh.ru/