На «Пушкин_фест» в МТК приедут петрушки, марионетки, «ожившие скульптуры»

Фото из серии «Пушкин_на_районе» © Анна Гребляускайте

Сегодня, 22 октября, в Московском театре кукол (МТК) открывается «Пушкин_фест». В афише смотра, который продлится до 26 октября, 11 спектаклей для детей и взрослых на основе пушкинских текстов и биографии поэта.

Напомним, осень для МТК уже традиционно становится временем фестивалей, посвящённых русским классикам-юбилярам: в 2021 году здесь прошёл «ДостоевскийФест», а в 2023-м — «Чехонте_фест». На этот раз МТК соберёт российские театры кукол на «Пушкин_фест», приуроченный к 225-летию со дня рождения поэта.

На фото — сцена из спектакля «Метель» © пресс-служба МТК

Театр напоминает, что Пушкин «географически» связан с Басманным районом, где находится МТК. «Известно, что будущий поэт родился в Немецкой слободе, располагавшейся на территории современной „Бауманской“, сказано в пресс-релизе, и был крещён в старом Богоявленском соборе кафедральный Елоховский находится в шаговой доступности от театра».​​​​​​​ Поэтому перед началом смотра МТК создал серию фотографий «Пушкин_на_районе», отправив куклу поэта «гулять» по окрестностям и местам, связанным с биографией классика.

Половина программы смотра предназначена для юных зрителей. Любопытно, что самым младшим из них покажут спектакль, не основанный на каком-либо тексте Пушкина, но имеющий прямое отношение к творчеству поэта: Белгородский театр кукол привезёт «Сказки нянюшки Арины» (4+) — моноспектакль Ирины Веретновой по народной сказке «Свинка — золотая щетинка», которую маленькому Саше рассказывала его няня Арина Родионовна. Постановка Людмилы Савчук, основанная на одном «из тех сказаний, что передавались из уст в уста жителями Псковской и Новгородской губерний», создавалась ещё к 200-летию со дня рождения поэта, но по сей день остаётся в репертуаре театра.

На фото — сцена из спектакля «Сказка о попе и о работнике его Балде» © пресс-служба МТК

Традиционно под «сказками Пушкина» понимают цикл из пяти стихотворных сочинений, написанных в период с 1830 по 1834 год. Все они, за исключением самой «взрослой» истории о золотом петушке, будут представлены на «Пушкин_фесте». Два из этих четырёх спектаклей сыграет Вологодский областной театр кукол «Теремок». Оба спектакля, адресованные зрителям «5+», поставлены в эстетике балагана, однако Игорь Игнатьев соединил «Сказку о царе Салтане» с парадоксальными и смешными фрагментами из школьных сочинений, а Борис Константинов наполнил «Сказку о попе и о работнике его Балде» атмосферой фольклора — народных песен, музыки и театра скоморохов.

На фото — сцена из спектакля «Сказка о рыбаке и рыбке» © пресс-служба МТК

Хозяева смотра представят на фестивале один из своих самых поэтичных спектаклей — «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» (6+) Натальи Пахомовой. А другую лирическую историю о «рае на земле» покажет сургутский Театр актёра и куклы «Петрушка». «Сказку о рыбаке и рыбке» (6+), решённую в лаконичных «морских» тонах и дополненную оригинальной гитарной музыкой, здесь поставила к прошлому юбилею Пушкина Наталия Лебедева.

На фото — сцена из спектакля «Маленькие трагедии» © пресс-служба МТК

Два спектакля фестиваля адресованы взрослым зрителям («16+»). Оба основаны на драматическом пушкинском цикле «Маленькие трагедии». В одноимённой постановке Мурманского областного театра кукол Пётр Васильев пробует перенести на кукольную сцену все четыре пьесы цикла, частично сокращая текст и укладываясь менее чем в два часа действия. При этом режиссёр вместе с художницей Алевтиной Торик для каждой из пьес находит собственный ключ, используя для всех разные системы кукол: «Например, „Скупой“ разыгрывается перчаточными куклами как петрушечное балаганное представление и получил жанровый подзаголовок „трагифарс“, — говорится в описании. — Моцарта сыграла воздушная марионетка, управляемая нитями сверху, что подчеркнуло божественную природу его таланта. В „Чуме“ куклы сделаны словно чехлы, набитые соломой».

А Григорий Гольдман из Ставрополя, не впервые участвующий в фестивалях МТК, в своём моноспектакле «Ай да Пушкин!..» одну из «Маленьких трагедий» — пьесу «Моцарт и Сальери» — соединяет с поэмой «Граф Нулин», дополняя размышление «о природе творчества, самоощущении художника в мире и об умении творца не прекращать работу в любых жизненных обстоятельствах» стихами Пушкина и песнями Булата Окуджавы.

На фото — сцена из спектакля «Пиковая дама» © пресс-служба МТК

Фестивальная афиша охватывает не только поэтическое и драматургическое наследие Пушкина, но и его прозу. Два спектакля для зрителей «12+» — премьеры прошлого сезона. Одна из этих работ, постановка Нижегородского государственного академического театра кукол «Пиковая дама», откроет сегодня вечером «Пушкин_фест». Это самый продолжительный спектакль смотра: за два с половиной часа со сцены звучит весь текст пушкинской повести. А персонажи «Пиковой дамы» в версии режиссёра Константина Балакина и художницы Елены Вершининой становятся похожими на мраморные скульптуры и одновременно на пушкинские рисунки паркетными куклами (это разновидность самого распространённого вида кукол — планшетных, — но величиной примерно с человеческий рост).

А Костромской областной театр кукол привезёт на фестиваль свою версию «Метели». Одна из «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» в спектакле режиссёра Наталии Степаненко и художницы Ирины Титовец становится не менее «мистической», чем «Пиковая дама»: вместе с куклами в действии участвуют три «Метели-Судьбы» — актрисы в живом плане. Эти своеобразные русские мойры помогают маленьким героям сыграть «церковно-приходскую трагикомедию в ритме вальса», как обозначен жанр спектакля.

На фото — сцена из спектакля «Евгений Онегин» © пресс-служба МТК

В афише «Пушкин_феста» представлены сразу две работы режиссёра Петра Васильева (причём обе можно будет посмотреть в один день). Помимо уже упомянутых «Маленьких трагедий», это «Евгений Онегин» (12+) — один из хедлайнеров смотра. Хрестоматийный роман в стихах на сцену Нижнетагильского театра кукол Васильев перенёс в 2022 году, стремясь создать «лёгкий, как пёрышко, спектакль о Любви и Судьбе». Художница Алевтина Торик решила эту постановку в кремовых тонах, сделав частью сценографии страницы пушкинских рукописей. А самих героев «Евгения Онегина» здесь играют марионетки, которые традиционно считаются самой сложной в управлении системой кукол.

А мытищинский Театр кукол «Петрушкина Слобода» привезёт на смотр постановку «Чёрная речка. Кукольная дуэль» (12+). Это самый новый спектакль фестивальной афиши (премьера прошла в день памяти Пушкина, 10 февраля 2024 года) — и одна из самых интересных работ. Режиссёры Анатолий Архипов и Лариса Балеевских вместе с художницей Светланой Рыбиной сочинили «альтернативную историю дуэли» Пушкина, которого считают «посредником между традиционной народной культурой и современностью». «Законы и колорит традиционного театра Петрушки мы попытались объединить с историями и анекдотами о Пушкине, которыми так богата наша культура, — говорят создатели постановки. Фигура Пушкина как народного героя, побеждающего смерть, возможна исключительно на кукольной сцене. Петрушка — вечный, умирающий и воскресающий герой уличной комедии, Пушкин — автор, величиной своего гения победивший смерть. И в наши дни Пушкин — фигура, влияющая на развитие современного искусства: герой мемов, презентаций компьютерных игр…».

На фото — сцена из спектакля «Чёрная речка. Кукольная дуэль» © пресс-служба МТК

Помимо спектаклей, на «Пушкин_фесте» предусмотрена клубная программа: выставки, лекции и лаборатории, в том числе встреча с художником и режиссёром Виктором Никоненко «Уроки Пушкина».

Познакомиться с подробным расписанием смотра, а также зарегистрироваться на события клубной программы можно на официальном сайте «Пушкин_феста».

Комментарии
Предыдущая статья
В Петербурге подростков приглашают посмотреть «автобиографию в жанре антиутопии» 22.10.2024
Следующая статья
Кэти Митчелл ставит «Дом Бернарды Альбы» в формате параллельного монтажа 22.10.2024
материалы по теме
Новости
В Кабаре ШУМ выпускают «иммерсивный сериал» по диалогам Платона
25 декабря в петербургском Кабаре ШУМ пройдёт премьера спектакля Александра Худякова «Диалоги. Справедливость». Предполагается, что постановка станет первым эпизодом «театрального сериала» на основе текстов Платона.
Новости
Дарья Борисова создаёт в Самаре «фантазийный Лондон» Диккенса
21 декабря на Большой сцене Самарского театра юного зрителя «СамАрт» пройдёт премьера мюзикла Андрея Рубцова и Алексея Франдетти «Рождественская песнь» (6+) в постановке Дарьи Борисовой. В основе спектакля — повесть Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе».