Руслан Кудашов и Юлия Каландаришвили готовят премьеры в Красноярском театре кукол

На фото - сцена из спектакля Руслана Кудашова "Егоркина былина". © Фото Александр Пустоваров

В новом сезоне на сцене Красноярского театра кукол появятся спектакли петербургских режиссеров Руслана Кудашова и Юлии Каландаришвили. Кроме того, для работы на ежегодной лаборатории “Кукла. Образ. Театр” была приглашена Яна Тумина. 

Новый, 82-й сезон в театре откроется завтра, 20 сентября — премьерой спектакля главного режиссера петербургского Большого театра кукол Руслана Кудашова. За основу постановки в Красноярском театре кукол Кудашов взял стихотворение Александра Башлачева (напомним, в 2011 году в БТК режиссер поставил спектакль «Башлачев. Человек поющий»). «Егоркина былина» Кудашова адресована взрослой аудитории (возрастная планка — 18+). «Внутри человека есть некое искушение — именно то, что сейчас происходит с нами, да и не только с нами. Мы искушаемы житейскими благами, успехом и прочими мелкими вещами, в погоне за которыми теряем свою суть», — рассказал режиссер об идее спектакля. Художником-постановщиком «Егоркиной былины» стала Мария Завьялова, художником по свету — Лариса Новикова, ответственный за видеоконтент — Егор Лавров.

Уже на следующий день, 21 сентября, в театре пройдет вторая премьера сезона, на этот раз предназначенная для детей, — спектакль «Щелкунчик» по сказке Гофмана поставил Анатолий Вещиков, ученик и последователь Сергея Образцова.

А 8 октября впервые в Красноярском театре кукол будет показан спектакль для подростков «Я — кулак. Я — А-Н-Н-А» по пьесе Марты Райцес, вошедшей в шорт-лист «Маленькой Ремарки» и лонг-лист «Кульминации». Создает спектакль петербургская команда из режиссера Юлии Каландаришвили и художника-постановщика Евгении Платоновой. «Мне выпало счастье родиться у неслышащих родителей, — рассказала режиссер спектакля Юлия Каландаришвили, — потом два года я работала в школе для неслышащих детей. Когда пришла в театр, немного чуралась этой темы: мне казалось, что театр и социальные вопросы не стоит смешивать. Но сегодня я думаю иначе. С пьесой Марты Райцес я познакомилась, будучи ридером „Маленькой Ремарки“ в прошлом году, и сразу поняла — мой материал! Тут совпали линия моего личного соприкосновения с этой темой и хороший текст. Не могу сказать, что пьеса социальная, поднимающая вопросы исключительно людей с ограниченными возможностями. Она гораздо шире: главной героине 12 лет, возраст, в котором любому подростку кажется, что его не слышат. Он чувствует себя маленьким и одиноким в этом большом мире. Часто такой внутренний подросток живет и во многих взрослых людях».

Напомним, режиссёр Юлия Каландаришвили — выпускница курса Юрия Красовского в РГИСИ (педагог режиссёрской группы курса — Анджей Бубень), автор двух версий «Цацики идёт в школу» (в основе — инсценировка книг Мони Нильсон-Брэнстрем, написанная Алисой Протас) — постановка в петербургском театре «Суббота» была представлена в программе «Маска Плюс» фестиваля «Золотая маска» (2019 год), а спектакль хабаровского ТЮЗа был представлен в программе «Детского Weekend’а» «Золотой маски». Номинант на соискание Международной театральной премии для молодых «Прорыв» (2019) за спектакль «Цацики идет в школу».

Ставший в феврале этого года главным режиссером Красноярского театра кукол Евгений Ибрагимов планирует выпуск двух премьер: первой станет совместная работа с хореографом Марией Качалковой из Москвы (рабочее название постановки — «Деликатесы»). Спектакли в этом тандеме уже возникали: первым опытом стала «Снегурочка» в Костромском областном театре кукол, получившая «Золотую маску», а затем Ибрагимов и Качалкова выпустили два спектакля в Петербурге («Кондратий Феодосийский и Шиш» в БДТ им. Г. Товстоногова и «Линии и повороты» в «Мастерской») и «Сны белой земли» в Норильском Заполярном театре драмы им. Вл. Маяковского. Премьера «Деликатесов» намечена на декабрь.

Второй спектакль Ибрагимова будет адресован детям и взрослым — премьера «Старой сказки» по мотивам легенд и сказок народов Кавказа должна выйти в первой половине 2020 года. Ещё два спектакля для детей поставят студенты режиссерского курса Руслана Кудашова (РГИСИ) в рамках федерального проекта «Культура малой Родины»: Алена Волкова — спектакль «Ужасно скрипучая дверь и другие люди» по сборнику сказок Евгения Клюева, а Михаил Кулишкин и Максим Морозов — «Папины истории», в основе которых книги Бернара Фрио «Нетерпеливые истории» и Дэвида Алмонда «Мой папа — птиц».

Спектакли учеников Кудашова станут результатом работы III творческой лаборатории «Кукла. Образ. Театр», посвященной современной детской литературе, на которой были представлены эскизы будущих постановок. В новом сезоне на лабораторию «Кукла. Образ. Театр» для работы с труппой Красноярского театра кукол приглашена Яна Тумина, а в театральной мастерской будут осваивать современные материалы и технологии под руководством художника Московского театра кукол Ольги Смелянец.

В гастрольных и фестивальных планах театра на новый сезон — Рязань, Казань, Курган и Барнаул.

Кроме того, в театре начал работу театрально-образовательный проект «Театр + школа». «Задачи, поставленные сегодня перед дошкольными учреждениями и школой, во многом схожи с задачами, решаемыми театром, — рассказала директор театра Татьяна Попова. — Наш проект включает не только посещение театра школьниками, но и участие в мастер-классах, экскурсиях, театральных уроках. В сентябре началась апробация программы в школах Красноярского края, в конце сезона мы подведем первые итоги в реализации этого проекта».

Комментарии
Предыдущая статья
Елена Алдашева про “Рикки-Тикки-Тави” Норильского Заполярного театра 19.09.2019
Следующая статья
В Санкт-Петербурге стартует театральная лаборатория “О судах и судьях” 19.09.2019
материалы по теме
Новости
Денис Казачук ставит в Красноярске «гимн свету»
2 и 3 марта в Красноярском театре кукол пройдут премьерные показы спектакля Дениса Казачука «Краденое солнце» (3+) по одноимённой сказке Корнея Чуковского.
Новости
Кудашов выпускает спектакль на основе воспоминаний Лихачёва и Берггольц
27 и 28 января на Основной сцене Большого театра кукол в Санкт-Петербурге пройдут премьерные показы спектакля Руслана Кудашова «125», название которого отсылает к цитате из «Ленинградской поэмы» Ольги Берггольц: «Сто двадцать пять блокадных грамм с огнём и кровью пополам».