24 и 25 декабря в Театре «Практика» сыграют премьеру Марины Брусникиной «Мороз, красный нос» по поэме Николая Некрасова.
Авторы камерной оперы «Мороз, красный нос» – режиссёр Марина Брусникина, композитор Алексей Сюмак и художник Ксения Перетрухина. В спектакле играет актриса Мастерской Брусникина Яна Енжаева. Также в камерной опере занят ансамбль «Практика», который существует в театре с весны 2019 года и состоит из хора и оркестра.
О будущей премьере журналу ТЕАТР. рассказывает Марина Брусникина:
«У меня на полке стояла эта книга Некрасова, детское издание. Я решила посмотреть и совершенно сошла с ума от того, что мы даже не представляем, какой это текст. Это один из величайших текстов в русской литературе, совершенно уникальный. Некрасов – очень мощный поэт, очень глубинный, народный и такой страшный, открытый, простой. Для меня это такая же поэзия как Шекспир. Меня поразило несоответствие того, что я увидела, услышала с тем, как это воспринимается. Как некая детская литература, и есть уже штампы восприятия этого текста. Мне очень хотелось, чтобы он прозвучал по-другому. Там есть тема, о которой мы очень редко говорим. Понятно, что жизнь – это любовь и смерть. Но про любовь мы много говорим, а вот произведений, посвящённых смерти и переживанию этого события, поиску выхода из этой ситуации, очень мало. Долго-долго во мне этот материал жил, потом возникла идея сделать моноспектакль с актрисой Мастерской Брусникина, потом это переродилось в идею сделать оперу, тогда Брусникин, который меня очень поддержал, поговорил с Теодором Курентзисом, он посоветовал нам композитора Алексея Сюмака.
Началась наша совместная работа с Сюмаком, и уже года два мы этим материалом занимаемся. Это не тот вариант, когда композитор приносит готовую музыку. Это опера, рождающаяся в зависимости от пространства, решения. В результате, когда я пришла в Театр «Практика», я поняла, что это то самое пространство, где нужно делать спектакль. Тем более, что у нас возникла идея сделать музыкальное направление в театре. “Мороз, красный нос” станет первой камерной оперой в “Практике”. Камерная опера сейчас – очень интересное и развивающееся направление. Мне очень нравится сочетание – в камерной опере играет драматическая актриса».
«У Некрасова, действительно, очень сложный текст, потому что в нём одновременно есть ощущение бесконечной красоты природы, такой русской, замороженной сказки, – рассказывает Алексей Сюмак. – В то же время там невероятно подробно описан похоронный обряд. Причём, в каких-то совершенно сокровенных деталях. Жёсткий диссонанс существует уже внутри самого текста. С одной стороны, это потрясающий по красоте текст, а с другой, он ужасающий по своему содержанию.
Мы буквально в этом году собрали новый коллектив, очень молодой ансамбль, в котором есть и инструменталисты, и достаточно большой хор из разных участников. У всех разный уровень подготовки. Когда мы выбирали ребят, мы ориентировались на то, чтобы у них горели глаза, чтобы они были заинтересованы, не боялись экспериментировать, чтобы могли переключаться из одного качества в другое. То есть, если это вокалист, он вполне может взять в какой-то момент инструмент, и начать играть. Любой инструменталист у нас может превратиться в актёра. Когда я писал музыкальный материал, я очень рассчитывал на то, что ребята откликнутся и будут готовы ко всему новому. Собственно, так и получилось».