Пермский театр оперы и балета будет играть спектакли для одного зрителя

На фото - интерьер Пермского театра оперы и балета. Фото из соцсетей театра

Беспрецедентный «антикарантинный проект» под названием «Один на один» стартует 29 марта.

Пермская опера, как и многие другие театры, запускает серию онлайн-трансляций своих спектаклей — но, в отличие от остальных, решила играть их не для пустого зала, а для единственного зрителя, который будет выбираться по жребию. Инициатором проекта выступил худрук театра Марат Гацалов.

«Театр — это в первую очередь пространство диалога, коммуникации, контакта, — говорится в официальном пресс-релизе проекта. — Зритель является таким же полноправным соавтором спектакля, как певец, дирижёр и режиссёр — театральное событие формирует их встреча с аудиторией. Неслучайно одним из ключевых понятий современной науки о театре стал термин „петля ответной реакции“, введённый немецким теоретиком Эрикой Фишер-Лихте. „Петля ответной реакции“ связывает действия артистов и отклик зрителей в единое художественное поле, в акт сотворчества, в магическое „здесь и сейчас“.

Один человек — это уже публика? Как его присутствие повлияет на работу сотен человек, принимающих участие в проведении спектакля? Окажется ли этого достаточно для того, чтобы „петля ответной реакции“ возникла — и спектакль как коммуникативный акт всё-таки состоялся? Попытка найти ответы на эти вопросы — ключевая задача проекта „Один на один“».

29 марта в концертном исполнении будет представлена опера «Богема» — этот показ даст старт проекту «Один на один». Нюансы жеребьёвки пока уточняются, но известно, что на каждый вечер проекта будет проходить регистрация на сайте театра. Каждый зарегистрировавшийся будет получать порядковый номер, а тот, кто станет единственным зрителем, — определяться не генератором случайных чисел, а бумажкой с номером, которую артист театра будет вручную вынимать из условного «барабана» (такая жеребьёвка будет сниматься на камеру и транслироваться онлайн).

Новый проект даёт театру возможность не нарушать принятые в регионе карантинные меры — в театре подчёркивают, что один зритель не только не нарушает закона о массовых мероприятиях (которые предполагают «множественное число», как говорит Марат Гацалов), но и объективно не рискует заразить кого-либо или быть заражённым, находясь в нескольких метрах от сцены. «Чтобы соблюсти меры безопасности в период карантина, зрителя перед входом в зал будет осматривать врач», — добавляют в театре.

Но не менее важен для театра и художественный эффект, который пока трудно предугадать: любой спектакль меняется от присутствия даже минимального количества зрителей. При этом Марат Гацалов настаивает, что интересно соблюсти «чистоту эксперимента»: кроме единственного зрителя, в зале не будет присутствовать никто, поэтому название проекта является и точным, и концептуальным. «Мы говорим о том, что один человек — равно „весь мир“, — поясняет Гацалов. — И — равно „зрительный зал“. Он полностью меняет всю ситуацию на сцене. Думаю, те, кому повезёт, переживут опыт, которого в их жизни больше не будет, — прямое индивидуальное взаимодействие с произведением искусства».

Более подробную информацию о проекте, а также расписание показов в ближайшее время можно будет найти на сайте театра.

Комментарии
Предыдущая статья
Metropolitan Opera досрочно завершила сезон 20.03.2020
Следующая статья
Архдрама покажет онлайн 11 спектаклей 20.03.2020
материалы по теме
Новости
Прикотенко поставит оперу Стравинского на Дягилевском фестивале — 2024
Дягилевский фестиваль в 2024 году пройдёт с 20 по 29 июня. Среди премьер смотра — три оперные постановки: Passion Паскаля Дюсапена (режиссёр — Анна Гусева), «Похождения повесы» Игоря Стравинского (режиссёр — Андрей Прикотенко), «Волшебная флейта» Моцарта (режиссёр — Нина Воробьёва).
Новости
Пермский балет проведёт онлайн-трансляцию «золотомасочного» показа
22 февраля Пермский театр оперы и балета проведёт онлайн-трансляцию вечера современной хореографии «Севагин/Самодуров/Пимонов», представленного на «Золотой Маске — 2024» в 10 номинациях.