Борис Павлович вновь выпускает спектакль по роману Евгения Водолазкина

На фото - Микель Кюбар, Уку Уусберг,  Триину Силласте, Борис Павлович © Социальные сети

Борис Павлович подписал контракт с «Линнатеатром» (Городским театром Таллина). В грядущем сезоне в эстонской столице режиссер покажет спектакль «Авиатор» по мотивам одноимённого романа Евгения Водолазкина.

Как стало известно журналу ТЕАТР., переговоры между режиссером и Таллином начались 2 года назад.

«Мы познакомились с „Линнатеатром“, отчасти благодаря программе «Russian case» фестиваля «Золотая Маска», — поделился с редакцией Борис Павлович, — где директор Райво Пылдмаа видел наш спектакль «Пианисты», отчасти благодаря Адольфу Шапиро, который рассказал обо мне худруку Эльмо Нюганену. Руководители „Линнатеатра“ предлагали мне сделать перенос „Пианистов“ из Новосибирска. Так как перенос спектакля для меня — ситуация невозможная, я стал искать другой материал.

«Авиатор» Евгения Водолазкина — роман о человеке и времени. Причем, о времени как о материи физической и перцептивной. Главный герой романа, Иннокентий Платонов, живет два раза: первый раз в 1920 году, а второй — в году 1999. Две жизни Иннокентия разделены почти веком заморозки, в которую его погрузили в ходе жестокого научного эксперимента в Соловках. Теперь он «чистый лист» и живое подтверждение гносеологического тезиса об отсутствии у субъекта «стартовых настроек» восприятия. Иннокентий познает мир сейчас, чувственно, и многое пытается вспомнить из прошлого, последним живущим свидетелем которого он является.

«Конечно, между „Авиатором“ и „Пианистами“ Кетиля Бьорнстада нет практически ничего общего. Но я для себя вижу возможность развить метод, подход, который мы применяли на репетициях в новосибирском „Глобусе“. Я говорю об элементах психодрамы, специфическом способе реконструкции событий артистами. „Авиатор“ построен как система записок — воспоминаний о том, что герои видели и, что особо интересно, о том, что они не видели. Евгений Водолазкин пишет о необходимости взять на себя личную ответственность за события всемирной истории.

В финальной части романа герои совершают такой эксперимент: они детально описывают случайные дни из далёкого прошлого так, будто они были их свидетелями. Это очень волнующий опыт. Именно от него родилась идея спектакля. Мне кажется важной мысль об отсутствии единой объективной истории. Особенно сегодня, особенно в Эстонии, с которой у нас общее прошлое.

Конечно, „Авиатор“ — это не совсем материал для инсценировки, это первый шаг к большому разговору. Драматург нашего спектакля Элина Петрова много работает с темой памяти, изучает различные аспекты „memory studies“. Мы хотим, чтобы в тело спектакля артисты вошли не только как исполнители, но и как субъекты истории».

Над спектаклем также будут работать художник Ольга Павлович и композитор Роман Столяр, принимавшие участие в создании «Пианистов» и «Лавра» — еще одного романа Евгения Водолазкина, поставленного Борисом Павловичем в петербургском театре «На Литейном».

Комментарии
Предыдущая статья
Театр имени Моссовета объявил планы на сезон 2021-2022 11.09.2021
Следующая статья
Машков не рассказал о планах «Табакерки» на сезон 2021-2022, объявив его научно-секретным 11.09.2021
материалы по теме
Новости
Павлович выпускает «исследование механизмов исторической памяти» по Поляринову
22 и 23 марта на площадке «Скороход» петербургский «Такой театр» сыграет премьеру спектакля Бориса Павловича «Риф» по одноимённому роману Алексея Поляринова.
Новости
В Москве пройдёт фестиваль проекта Бориса Павловича «Лес»
С 6 по 10 февраля в Москве пройдёт мини-фестиваль открытого театрального проекта «Лес», придуманного Борисом Павловичем на основе текстов Владимира Бибихина. В программе две постановки из Санкт-Петербурга – «Лес. Ангелина» и «Лес. Дневники», а также два московских спектакля – «Лес….