Палимпсест на Сретенке

Фото: Театр Маяковского
Фото: Театр Маяковского

Филиал Театра имени Маяковского открыли после ремонта спектаклем-бродилкой Саши Денисовой и Никиты Кобелева «Декалог на Сретенке». Казалось бы, новая модная нынче игрушка, театр-променад, а с другой стороны — уже не очень новый и модный, многим поднадоевший вербатим. Но оказалось, если грамотно соединить их вместе, может получиться содержательно и глубоко.

Изначально перед авторами стояла вполне прикладная задача — продемонстрировать зрителям все помещения и возможности только что отремонтированной сцены. Жанр «бродилки» подходил для этого как нельзя лучше, а библейскую тематику подсказало само пространство, спроектированное Сергеем Куцеваловым (архитектором Другой сцены «Современника», Студии театрального искусства и Театра наций) — строгое, минималистское, очищенное до белого кирпича, — в общем, полная противоположность красно-бархатному благолепию основной «Маяковки».

Поскольку обновленную сцену театр позиционирует как некую элитарную площадку для умного зрителя (сюда со временем переедут «Кант» и «Господин Пунтила» Миндаугаса Карбаускиса), открывать ее хотели спектаклем по мотивам известного цикла Кшиштофа Кесьлёвского. Но потом от идеи буквальной киноадаптации отказались (ну зачем бежать, задрав штаны, за «Гоголь-центром») и решили наполнить свой «Декалог» другим содержанием. Все-таки сцена на Сретенке — это не новострой, а дом с историей, со своими легендами. А привидения, живущие в замке, как заметил ироничный Оскар Уайльд, повышают его стоимость. Поскольку краткую историю Театра имени Маяковского Денисова и Кобелев уже изложили в юбилейном спектакле «Девятьподесять», с которого собственно и начался их творческий союз, для новой постановки они выбрали более широкую оптику и охватили весь район, где располагается здание филиала.

А история у него богатая: тут и знаменитая Сухарева башня, в которой чернокнижник Яков Брюс якобы хранил свой элексир бессмертия, публичные дома, где начинал врачебную практику молодой Антон Павлович Чехов, торговые ряды, воровская малина, а чуть дальше — мрачные подвалы Лубянки. В общем, если присмотреться, настоящий гадюшник, рассадник всевозможных пороков в двух шагах от Сретенского монастыря. Сейчас Сретенка выглядит вполне фешенебельно — модные кофейни, клубы, банки и бутики, но за этим лакированным фасадом грешат точно так же. Когда актеры интервьюировали прохожих, задавая им один и тот же вопрос — «какой плохой поступок вы совершили в жизни», ответы неизбежно сводились к тем самым десяти моисеевым заповедям.

Устроили в субботний день вечеринку — все закончилось печально. Пожелали кому-то смерти, пусть даже не всерьез — теперь всю жизнь расплачиваются. Иногда эти проступки выглядят пустяком: ну, подумаешь, наговорила гадостей про лучшую подругу из мелочного желания влиться в коллектив, но оказывается, от бытового предательства до чьей-то сломанной жизни один шаг. И вот уже невинная болтовня в курилке оборачивается допросом на Лубянке, а фраза «она еще в институте была какой-то странной» служит веской причиной для обвинительного приговора и ссылки в лагеря.

Пьеса Денисовой устроена по принципу палимпсеста: сквозь документально зафиксированную картину нынешней реальности, сквозь все эти собранные актерами вербатимы, постепенно проступает другой культурный слой. И становится очевидно, что нам не убежать от своего прошлого, оно всегда где-то рядом и рано или поздно нас настигнет, как того мальчика-мажора, которому вдруг сообщили, что его дед, оставивший семье большую дачу и дорогую квартиру, был вовсе не героем войны, а офицером НКВД и сотнями расстреливал людей в подвалах. Вообще тема возмездия не педалируется, но четко прослеживается во многих эпизодах: оно может прийти в виде тяжелой болезни или в облике современной, покинутой мужем Медеи.10603271_584123701710688_577806014525716800_n

Но все же спектакль Денисовой и Кобелева далек от занудного нравоучения: тут много юмора, много точно схваченных и переданных колоритных типажей, любопытных человеческих историй и разнообразных режиссерских решений. Хотя местами — слишком много, от каких-то вставных новелл вполне можно было избавиться, чтобы немного разгрузить постановку, оставить в ней больше воздуха. Это как старый чердак, забитый всякой всячиной до такой степени, что настоящий антиквариат теряется среди барахла.

Но есть в спектакле и настоящие удачи. Хорошие актерские работы получились у Натальи Палагушкиной, Юлии Силаевой, Александры Ровенских, сумевших цепко присвоить своих героинь, да и почти вся труппа работает тут честно и убедительно. Но лучше всех чудесная Людмила Иванилова, играющая местную бабушку из старожилов, ведущую Сретенский дневник, у которой есть, кстати, реальный прототип. В плавных движениях актрисы, в лукавом прищуре ее глаз столько шарма и очарования уходящей натуры — куда там нынешним красоткам на шпильках. Эта героиня — воплощение той старой Москвы, что пахла сиренью, а не выхлопным газом, где вместо сетевых универсамов были «булошные» и молочные, а на месте уродливых офисов из стекла и бетона еще стояли дореволюционные особняки.

Ностальгическая тема прощания с уже исчезнувшим городом, с этой атлантидой, уничтоженной новым поколением практичных варваров, проходит через весь спектакль и становится тем стержнем, на который нанизываются бусины-эпизоды.

Переходя из зала в фойе, из буфета в гардероб, мы словно путешествуем по сретенским переулочкам — Костяному, Пушкареву, Колобовскому — но взгляд авторов лишен умиления и однозначной патетики «было хорошо, стало плохо», иногда это странствие напоминает круги земного ада. И вот эта объемность, отказ от простых ответов и ярлыков, кажется мне наиболее ценным качеством сегодня, когда общество так категорично и рьяно делит мир на черное и белое.

Комментарии
Предыдущая статья
Антропология цирка 26.09.2014
Следующая статья
Один, совсем один 26.09.2014
материалы по теме
Блог
Мышкин играет Тартюфа, или Оргона взяли в разработку
Евгений Писарев поставил в Театре Наций свой второй спектакль – «Тартюфа», в новом переводе, сделанном Сергеем Самойленко. Ольга Фукс рассказывает, чем он действительно нов.
21.12.2024
Блог
“И воскресенья не будет…”
Первым спектаклем петербургского режиссера Дениса Хусниярова на посту художественного руководителя СамАрта стало «Воскресение» по роману Толстого. Это очень личное высказывание, о том, что честь стоит все-таки беречь смолоду, а «после ничего исправить нельзя». Логично, что спектакль с таким сюжетом появился…