Пушкинский музей готовит премьеру видеоперформанса «Oratorium SARXSOMA»

фото проекта арт-группы «Провмыза» «Oratorium SARXSOMA» © фото предоставлено пресс-службой ГМИИ имени А.С. Пушкина

17 июля в рамках проекта «100 способов прожить минуту» ГМИИ имени А.С. Пушкина представит онлайн-премьеру видеоперформанса арт-группы «Провмыза» — «Oratorium SARXSOMA».

Тема проекта «Oratorium SARXSOMA» — потери и утраты, разные режимы чувствования и переживания печальных жизненных событий. Видеоперформанс состоит из четырех неравных по хронометражу частей, разделенных на 11 сюжетов-метафор. Каждая часть строится на повторяющемся, почти медитативном ритме, где герои движутся, скатываясь с высокой горы, теряя равновесие, балансируя на грани и уходя в итоге за эту грань. Художники погружают одушевленных и неодушевленных героев в пограничное состояние, в мгновение, когда происходит утрата и одна секунда меняет все безвозвратно.

На протяжении многих лет основной чертой творчества арт-группы «Провмыза» является мультидисциплинарность. В «Oratorium SARXSOMA» Галина Мызникова и Сергей Проворов комбинируют различные виды и жанры искусства: театр, перформанс, инсталляцию, видео-арт и цирк. Большое значение в их произведениях имеет звук. Основу звукового пространства проекта составляет специально созданная композитором Дарьей Звездиной «Оратория» для двух голосов — сопрано и баса. Текст написан на латыни, универсальном языке средневековья, что должно указывать на вневременной характер действа. Вместе с тем, музыкальная партитура отличается от классических образцов жанра оратории. Для исполнения современного музыкального произведения были приглашены артисты театра голоса «Ла Гол» Алёна Верин-Галицкая и Даниил Шапошник.

Арт-группа «Провмыза» по-особому переосмысляет феномен зрелищности и ищет новые возможности его использования, выходя за пределы обыденного противопоставления активного / пассивного взгляда и внутреннего восприятия. Изобразительная часть проекта строится на диалоге с искусством Средневековья, барокко и раннего модернизма, визуальные приемы которых приумножаются с помощью современных технологий. Помимо отсылок к истории искусств, видео содержит все ключевые метафоры, которые художники используют в своем творчестве. Таким образом работа, созданная в год 25-летия коллектива «Провмыза», представляет собой своего рода выставку-ретроспективу.

«”Провмыза” искусно вплетают традицию барокко в свои медиаработы — это и изобразительное искусство (отсылки к Дюреру, Брейгелю, Босху и др.), и музыка (Джованни Палестрина, Густав Малер и пр.), что говорит о сложной многослойности их произведений и тонком понимании визуальной ткани и новой пластической системы. Они очень теоретизирующие художники, интеллектуалы, они могли бы создать трансисторическую выставку в любом музее мира, потому что они очень глубоко подходят к материалу и осознанно опираются на традиции прошлого», — рассказала куратор направления «Пушкинский XXI» и проекта «100 способов прожить минуту» Ольга Шишко.

Проект реализован в двух форматах: в виде театрального перформанса, проведенного в специально выстроенной масштабной инсталляции, а также в формате видео, которое будет демонстрироваться в Волго-Вятском филиале ГМИИ им. А.С. Пушкина (ГЦСИ «Арсенал» в Нижнем Новгороде).

Показ начнётся 17 июля в 17:00 и пройдёт в разделе «Цифровой обмен» на платформе Пушкинского музея «100 способов прожить минуту».

ГМИИ имени Пушкина рекомендует просмотр произведения на экранах широкого формата со звуком. После завершения трансляции видео будет доступно до 20:00 19 июля.

Арт-группа «Провмыза» состоит из художников Галины Мызниковой и Сергея Проворова, которые работают в различных областях современного искусства: видео-арт, экспериментальное кино, фотография, инсталляция и театр. В своем творчестве они следуют тенденции к стиранию границ между художественными жанрами. Произведения арт-группы «Провмыза» были представлены на многих престижных площадках страны и мира, в том числе в павильоне России на Венецианской биеннале современного искусства (2005) и в программе Orizzonti Венецианского кинофестиваля (2010). Их проекты удостоились государственной премии в области современного искусства «Инновация» (2012), Премии Сергея Курёхина (2010, 2013), приза «Tiger Award» Международного Роттердамского кинофестиваля. Работы группы находятся в собраниях российских и зарубежных музеев, среди которых ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва) и Центр Жоржа Помпиду (Париж), а также в частных коллекциях.

Дарья Звездина — композитор, импровизатор. Лауреат российских и международных композиторских конкурсов. Её сочинения исполнялись различными российскими и зарубежными коллективами и солистами, среди которых Московский ансамбль современной музыки, Студия новой музыки, ансамбль Mimitabu (Швеция), виолончелист Антон Лукашевич, участники группы Wandelweiser и др. С 2014 принимает активное участие в событиях Московской импровизационной сцены. В 2019 вместе с Андреем Гурьяновым создала дуэт «logs».

Театр Голоса «Ла Гол» (художественный руководитель Наталья Пшеничникова) — сообщество единомышленников, которых объединяет интерес к исследованию возможностей голоса и работе с голосовыми практиками в эпоху постдраматического оперного театра. Театр ориентирован на работу с молодыми российскими композиторами, что предполагает как исполнение уже готовых произведений, так и поддержку при создании новых.

Комментарии
Предыдущая статья
Ковент-Гарден выложит в открытый доступ радиотрансляции опер 14.07.2020
Следующая статья
Театр имени Бестужева готовит премьеру по пьесе Макдонаха 14.07.2020
материалы по теме
Новости
В Воронеже выпускают онлайн-премьеры по настольной игре и пьесе Костенко
8 и 9 ноября независимый театральный проект SMART из Воронежа представит сразу две онлайн-премьеры: спектакль-игру «Театр и драконы» и постановку «Исчезнувший велосипедист» по пьесе Константина Костенко.
Новости
«Золотая Маска» возобновляет программу за рубежом
В октябре 2021 года фестиваль «Золотая Маска» возобновляет свою программу за рубежом. Этой осенью спектакли фестиваля-премии увидят зрители трёх стран – Эстонии, Латвии и Турции.