Сегодня, 23 ноября, на Большой сцене Российского академического Молодёжного театра пройдёт премьера спектакля Александры Ловянниковой «Томасина» (6+) по одноимённой повести Пола Гэллико.
«Томасина» (1957) американского писателя Пола Гэллико — история о жителях шотландского городка: ветеринаре, не любящем животных, его маленькой дочери и кошке Томасине, лучшем друге этой девочки. Весьма жёсткая по сюжету история об утрате с неожиданно счастливым концом — не «сказка» в строгом смысле, повествование и сюжет «Томасины» вполне реалистичны (хотя часть истории рассказана самой кошкой), а элементы чудесного здесь связаны не столько с формой или содержанием, сколько со смыслами. Книга Гэллико носит терапевтический характер, психологи причисляют её к так называемой «лечебной литературе». Кроме того, относится она и к христианским сочинениям — хотя этот гуманистический текст важен для читателей разных возрастов вне зависимости от их религиозных убеждений, поскольку любовь, сострадание, милосердие (и вера в широком смысле) относятся к универсальным ценностям. Театр в анонсе говорит об этом так: «Можно ли умереть от разбитого сердца? А исцелиться от безверия? А научиться любить, когда совершенно забыл, что это такое? Через узнаваемую семейную историю спектакль простым языком говорит о смерти, Боге и любви с самым маленьким зрителем».
Отечественным читателям «Томасина» стала известна в переводе Натальи Трауберг, который был создан в 1970-е и распространялся в качестве «самиздата», а в 1991-м был впервые официально опубликован. Сценической истории у книги практически нет, хотя известно, что в начале 1990-х её мечтал поставить Михаил Левитин (с Еленой Камбуровой в двух главных ролях).
Любопытно, что «Томасина», будучи бестселлером и самым известным сочинением Гэллико, экранизированным и в СССР, и в США, всё же не входит в круг самых известных книг для детей. В этом смысле она похожа на «Удивительное путешествие кролика Эдварда» Кейт ДиКамилло. В 2016 году на той же Большой сцене РАМТа Рузанна Мовсесян поставила спектакль по этой — на тот момент не слишком широко известной в России — книге, и постановка по сей день остаётся одним из главных репертуарных хитов театра. Тем, кто читал первоисточник, интересна интерпретация, а остальных захватывает уже само развитие сюжета.
«Томасина» — дебютная работа в РАМТе режиссёра и художницы Александры Ловянниковой, ученицы Дмитрия Крымова, много и успешно занимающейся театром для детей. Постановка выросла из «Мастерской инсценирования» (2023) — лабораторного проекта РАМТа, во время которого пары режиссёров и драматургов создавали эскизы оригинальных постановок на основе известной прозы специально для этого театра. Напомним, одним из итогов работы «Мастерской…» стал спектакль Филиппа Гуревича «Ленинградские сказки» (пьесу по мотивам книг Юлии Яковлевой написала Мария Малухина). В тандеме с Ловянниковой работала Оля Потапова — петербургский драматург, ученица Натальи Скороход.
Ловянникова, как правило, работает в камерных пространствах и любит принцип «рукотворного театра» с элементами фигуративности: в премьере эти ключевые элементы сохранятся, хотя и будут дополнены своеобразной «зрелищностью», которой требует большая форма. Впрочем, одним из условий «Мастерской инсценирования» было создание драматической (не кукольной и не музыкальной) постановки, и место актёров в «Томасине» останется центральным.
Александра Ловянникова комментирует замысел: «Во времена, когда дети с рождения погружены во вселенные Марвел и Гарри Поттера, важно, как мне кажется, дать им какую-то альтернативу. И удивлять не вау-эффектами, а человеческим теплом и участием, которыми пропитана эта история. Главный фокус здесь — на отношениях людей. На заботе и любви друг другу. На чуде, когда холодный человек оттаял».
Рассказывать «всю правду о зверях и их домашних людях», как определён жанр спектакля, будут артисты Евгения Белобородова и Мария Рыщенкова, Александра Розовская, Алексей Мясников, Юрий Григорьев, Андрей Гальченко и Алексей Весёлкин-младший, Татьяна Весёлкина, Вера Зотова и другие.
Помимо Александры Ловянниковой, над премьерой работают видеохудожник Алексей Ермолаев, композитор Игорь Ушаков, художник по свету Антон Гордиенко и хореограф Екатерина Стегний.
На фото — сцены из спектакля «Томасина» © пресс-служба РАМТа