В Новой опере пройдет первый фестиваль «Энергия открытий»

Афиша к спектаклю «Корабль счастье». Предоставлено пресс-службой

13 и 14 февраля в театре «Новая опера» пройдет I Международный музыкальный фестиваль «Энергия открытий». Его главная цель – возвращение забытых имен русских композиторов.

В центре внимания – музыка композиторов XX века Леонида Половинкина, Георгия Катуара, Николая Голованова и Александра Мосолова в исполнении симфонического оркестра радио «Орфей» под управлением Сергея Кондрашева. Чтобы погрузить зрителей в атмосферу того времени, специально для фестиваля было изготовлено более 140 костюмов.

«Сегодня в архивах хранится огромное количество потрясающих произведений русских композиторов, которым не нашлось места в их время. Они не соответствовали требованиям советской пропаганды, не исполнялись, а в итоге были забыты. Наша миссия – открыть эту музыку современникам, не дать кануть в лету, – рассказывает генеральный директор радио «Орфей» Ирина Герасимова. – Более пяти лет мы работаем над этим проектом: ищем в архивах забытую музыку, восстанавливаем ноты, делаем студийные записи, снимаем документальные фильмы, даем концерты. Теперь мы доросли до полноценного фестиваля и планируем сделать его ежегодным».

В первый день фестиваля пройдет премьера музыкального спектакля «Корабль счастье» на музыку композитора Леонида Половинкина. Постановка отсылает к одному из самых счастливых периодов его жизни – творческому роману с Наталией Сац. Композитора сыграет ведущий актер МХТ имени Чехова Анатолий Белый, Наталию – Катерина Шпица. Музыка, вокальные партии и драматическое действие будет сочетаться с балетом в исполнении артистов Большого театра, Михайловского театра, ансамбля танца «Русские сезоны». Режиссер-постановщик и хореограф – Николай Андросов.

Действие спектакля «Корабль счастье» основано на реальных событиях из жизни Леонида Половинкина и Наталии Сац. В 30-е годы XX века композитор работал в Московском театре для детей (с 1936 года – ЦДТ, с 1992 – РАМТ), которым руководила Сац. Их роман продлился несколько лет, за это время Половинкин написал музыку к десяткам спектаклей театра. В 1931 году на корабле «Кап Аркона» влюбленные отправились на крупный международный фестиваль в Аргентину, чтобы поставить в театре «Колон» две оперы. Путешествие стало для них «глотком свободы», в Буэнос-Айресе их ждал громкий успех. В 1937 году Наталия Сац была арестована как «член семьи изменника Родины». С композитором они больше никогда не виделись.

Леонид Половинкин (1894-1949) родился в богатой и известной московской семье. С детства был знаком с Константином Станиславским, Валерием Брюсовым, Андреем Белым, Константином Бальмонтом. В 20-е годы считался одним из самых модных композиторов, был популярен как пианист. Сотрудничал со Второй студией МХТ, Камерным театром Таирова, создал музыку для детских фильмов, включая «Василису прекрасную» и «Конька-Горбунка». Позже его стали критиковать за «формализм» и «политическую апатию», из-за репрессий и арестов его друзей и знакомых он жил в постоянном страхе. Половинкин писал симфонии, оперы, концерты, пьесы и вальсы, музыку к балетам и спектаклям, песни для детей. Многие его произведения так и не были опубликованы и не исполнялись.

14 февраля зрители увидят премьеру мультимедийного музыкального спектакля «7 нельзя». Актер Максим Дрозд расскажет 7 историй любви известных людей: принцессы Дианы, Клеопатры, Иосифа Бродского, Сальвадора Дали, Одри Хепберн, Альберта Эйнштейна, Петра Чайковского. Публике откроют малоизвестные факты из биографий героев. В спектакле прозвучит музыка Петра Чайковского, его ученика Георгия Катуара и композиторов XX века Николая Голованова, Александра Мосолова. Отрывки из оркестровой поэмы «Мцыри» Катуара будут представлены впервые.

Георгий Катуар (1861–1926) учился в Берлинской консерватории, брал уроки у Карла Клиндворта, ученика Рихарда Вагнера. Много занимался музыкальной наукой, был профессором Московской консерватории. Был учителем Леонида Половинкина.

Николай Голованов (1891–1953) по приглашению великой княгини Елизаветы Федоровны стал регентом хора Марфо-Мариинской обители. Большое влияние на Голованова оказал Константин Станиславский, который пригласил молодого музыканта возглавить музыкальную часть своей Оперной студии. Около 20 лет проработал дирижером в Большом театре – поставленная Головановым опера «Борис Годунов» до сих пор входит в его репертуар. Осуществил первые трансляции опер и классической музыки на Всесоюзном радио, поставил несколько радиоопер. Был первым исполнителем ряда сочинений Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Сергея Рахманинова.

Александр Мосолов (1900–1973) в 20-е годы был одним из самых ярких представителей конструктивизма. Он горячо приветствовал революцию. Был знаком со многими авангардистами, в том числе с Казимиром Малевичем, Владимиром Татлиным, Варварой Степановой, Александром Родченко. Его самое известное произведение «Завод. Музыка машин» исполнялось почти во всех столицах Европы, а в Вене рабочие числом 2000 человек стоя аплодировали, требуя повторения концерта.

Когда в конце 20-х годов в СССР началась борьба с конструктивизмом, музыку Мосолова объявили вредной и не нужной. В 1937 году композитор был осужден за «контрреволюционную пропаганду» на 8 лет.

Организаторами фестиваля «Энергия открытий» являются радио «Орфей» и ПАО «Юнипро».

Комментарии
Предыдущая статья
В театре «Ильхом» представят немецкие пьесы 04.02.2020
Следующая статья
Фанни Ардан привезёт в Москву спектакль «Хиросима, любовь моя» 04.02.2020
материалы по теме
Новости
Танцовщиков «Балета Москва» и хор «Новой Оперы» соединит «Свадебка»
14 и 15 июня в московском театре «Новая Опера» пройдёт премьера спектакля Павла Глухова «Свадебка» на музыку Игоря Стравинского с прологом и эпилогом композитора Николая Попова.