В Театре на Таганке появится «Чужой ребёнок»

Промофото спектакля «Чужой ребёнок» © пресс-служба Театра на Таганке

14 и 15 сентября на Малой сцене московского Театра на Таганке пройдёт премьера спектакля Александра Карпушина «Чужой ребёнок» по одноимённой пьесе Василия Шкваркина.

Театр на Таганке в последние несколько сезонов много занимается исследованием советской драматургии разных лет, в том числе комедии сталинских времён (в январе Денис Азаров поставил здесь «Весёлых ребят» по мотивам знаменитого фильма Григория Александрова), а Василий Шкваркин — вероятно, важнейший её представитель. Даже среди других сочинений драматурга, очень востребованных тогдашней сценой, «Чужой ребёнок» (1933) выделяется масштабом успеха — пьеса была настоящим суперхитом и ставилась по всему Союзу. Впрочем, уже в 1930-е сочинения Шкваркина были подвергнуты критике как «легковесные и безыдейные», что повлияло на всю его дальнейшую писательскую судьбу. Однако и «Чужой ребёнок», и другие пьесы драматурга по сей день нередко появляются в репертуаре отечественных театров, не исключая столичные сцены (например, в 2020 году Кирилл Вытоптов выпустил в БДТ имени Товстоногова спектакль «Водевиль Дилетант» по мотивам комедии «Лира напрокат»).

«Чужой ребёнок» может считаться образцом жанра комедии положений, причём события разворачиваются не в прошлом или условном времени и пространстве, а во вполне конкретном настоящем. При этом «настоящее» ещё может соединяться с наследием прошлого: молодые герои пьесы, оптимистичные строители будущего, мирно уживаются с родителями главной героини, интеллигентами дореволюционной «закваски», и само действие происходит летом в дачном посёлке, где такое соседство кажется вполне органичным. Кроме того, увлекательной для зрителя становится и тема театра, с которой связана завязка сюжета: двадцатилетняя Маня, начинающая актриса, репетирует свою первую роль, и случайно подслушанный монолог женщины, ожидающей ребёнка, соседка принимает за слова самой Мани. Сплетня разносится по всему посёлку, трое ухажёров Мани отворачиваются от неё, а сама артистка решает проверить окружающих на прочность и сыграть навязанную сплетниками роль в жизни. Гротескная история становится достаточно жёстким исследованием нравов и человеческой натуры и, как сказано в релизе премьеры Театра на Таганке, «открывает глаза на мир, где привычные образы, понятия и представления принимают нелепые, смешные, саркастические и даже эпатажные формы выражения».

В камерном спектакле Александра Карпушина комедийное начало будет не только подчёркнуто, но и усилено: он ставит «Чужого ребёнка» «с намеренным преувеличением, усиливая характеры до карикатурных, а образы до комических, — говорится в анонсе. — Смех здесь лучший инструмент, чтобы не бояться страхов, а посмотреть им в глаза».

«Удивительно, когда спустя почти сто лет текст остаётся живым, подвижным и современным, — рассказывает Александр Карпушин. — Удивительно, когда репризы по прошествии долгого времени продолжают быть смешными и само строение пьесы остаётся актуальным, а не становится архаичным. „Чужой ребёнок“ Шкваркина ставит перед нами трудную жанровую задачу. Мы не можем использовать здесь весь накопленный багаж психологических исканий и должны стремиться к какому-то новому способу существования. Комедия положений тем коварна, что её невозможно пересказать, любая попытка рассказа об одной, даже самой смешной ситуации приводит к фиаско. Сложно, но интересно. Безусловно, это, как говорится, „актёрский спектакль“. Мы пытаемся идти дорогой, по которой ещё не шагали ранее, как нам кажется. И ещё одно, очень важное, противопоставление в пьесе: театр и жизнь. Что важнее — театр, который спасает тебя от всех мировых катаклизмов и заставляет на несколько часов погрузиться в мир „некой параллельной вселенной“, или жизнь, которая обрушивает на тебя все эти самые катаклизмы? Ответ очевиден — при всей радости и праздничности театра (а „Чужой ребёнок“ именно праздничный спектакль) жизнь важнее, ведь настоящий ребёнок, а не бутафорская кукла вместе со своим вязаным чепчиком ждут тебя дома, куда ты придёшь после премьеры спектакля!».

Главную роль в спектакле сыграет ученица Юрия Муравицкого Надежда Флёрова, участница первой постановки Карпушина в Театре на Таганке — дуэта-сторителлинга «Чёрная курица» — и его недавней премьеры «Свадьба» (большинство артистов «Чужого ребёнка» заняты и в этом густонаселённом спектакле по мотивам фильма Павла Лунгина). Главную мужскую роль, практиканта Костю, сыграет ведущий артист театра Роман Колотухин. Также в спектакле будут участвовать Виктор Степанян (Яков), Елена Оболенская и Галина Виноградова (Мать), Максим Трофимчук (Прибылев), Владислав Неронов (Отец) и трое молодых артистов, недавно принятых в труппу театра: Евгения Мугайских (этим летом она окончила курс Виктора Рыжакова в Школе-студии МХАТ, но дебютировала на «Таганке» ещё студенткой, сыграв главную роль в «Свадьбе»), выпускник Щепкинского училища Эльдар Данильчик и ученица Юрия Бутусова Ксения Галибина.

Комментарии
Предыдущая статья
Умер тюменский актёр Леонид Окунев 09.09.2024
Следующая статья
Екатерина Корабельник создаёт на Алтае «Фабрику по изготовлению вундеркиндов» 09.09.2024
материалы по теме
Новости
В «Практике» выпускают «пластическое размышление о мужских силе и слабости»
26 и 27 октября в московском театре «Практика» выпустят первую премьеру сезона 2024–2025 — пластический спектакль Анны Дельцовой и команды Jack’s Garret «Вне поля зрения».
Новости
Ася Литвинова ставит в Вологде спектакль о начале кинематографа и революции
21 октября в креативном пространстве «Салют, молодёжь!» в Вологде пройдёт премьера спектакля Аси Литвиновой «Великий Синемой» по пьесе Маргариты Кадацкой.