На «Монокле-2024» сыграют моноспектакли Сытник, Рязанцев и Пицхелаури

На фото — сцена из спектакля «Друг мой» © пресс-служба «Балтийского дома»

Сегодня, 25 января, открывается петербургский этап XIV фестиваля моноспектаклей «Монокль». Второй, международный, этап смотра пройдёт в северной столице с 1 по 7 марта.

Напомним, «Монокль» проводится раз в два года на базе Театра-фестиваля «Балтийский дом» (впервые смотр прошёл в 1997 году). Каждый «Монокль» состоит из двух этапов — петербургского и международного, в котором принимают участие спектакли из-за рубежа и из других городов России. Фестиваль носит конкурсный характер, и на втором его этапе вместе с «гостевыми» постановками показывают лучшие, по мнению жюри, работы петербургской части программы.

Как сообщает пресс-служба фестиваля, на «Монокль-2024» поступили 162 заявки. В петербургскую программу вошли 16 спектаклей, которые можно будет увидеть до 10 февраля, а участниками международного этапа стали 7 постановок из Казахстана, Армении, Королевства Бахрейн, Москвы, Вологды, Владимира и Ульяновска.

Большая часть петербургских участников «Монокля» — негосударственные театры и независимые проекты. Однако вместе с ними в афише смотра представлена недавняя премьера Александринского театра, документальный «Блокадный дневник Александринки» в исполнении Семёна Сытника и постановке Игоря Волкова, а также спектакль Театра имени Ленсовета «В лучах» с Лаурой Пицхелаури в роли Марии Склодовской-Кюри — пьесу польского драматурга Артура Палыги, основанную на реальных дневниках и письмах учёной, поставил Анджей Бубень.

На фото — сцена из спектакля «В лучах» © пресс-служба «Балтийского дома»

Это далеко не единственная работа в петербургской программе, материалом для которой стало эпистолярное наследие или мемуары. В моноспектакле Анны Косенко «На берегах Невы» знаменитые воспоминания Ирины Одоевцевой, давшие название самой постановке, соединятся со стихами Пушкина, Гумилёва, Ахматовой, Маяковского, Мандельштама, Кузмина, Блока и Сологуба (режиссёр этого спектакля Театра Дождей — Александр Иванов).

А поскольку один из самых выигрышных сюжетов для моноспектаклей — биография, «жизнь замечательных людей», и в афише «Монокля» три постановки прямо посвящены судьбам художников. Наталья Зиновьева в спектакле Михаила Воронцова (DMT — Театр личных сообщений) «Эдит Пиаф. Padam» сыграет историю артистки, основанную на её книге «Моя жизнь». Экс-премьер балета Мариинки Андрей Босов покажет «Пасодобль» — в спектакле Дениса Замиралова («Где театр») по пьесе Владимира Каменева говорится о спортивном танце. А выпускники мастерской Сергея Бызгу (объединение «Прекрасные дилетанты») в спектакле «Караваджо. Пэйнтитблэк» обратятся к противоречивой фигуре знаменитого живописца, причём актёр Артём Кисаков и режиссёр Максим Сапранов также являются авторами звучащего в постановке текста.

Однако многие спектакли из программы смотра основаны на литературной классике. Так, в афише «Монокля-2024» представлены две непохожие чеховские истории: актёр Дмитрий Гульнев и режиссёр Владимир Розыграев из Лодейного Поля познакомит зрителей с «Загадочной натурой» — ранней прозой писателя, — а режиссёр Анна-Катарина Середа и актриса Славяна Кощеева покажут вдохновлённую знаменитой пьесой и реальной судьбой артистки постановку «Нина-Чайка».

На фото — сцена из спектакля «Караваджо. Пэйнтитблэк» © пресс-служба «Балтийского дома»

Исследование знакового образа мировой культуры предложат актёр Николай Балобан и режиссёр Владимир Литвинов (Театральное объединение ТОК) в спектакле «Фауст» по текстам Пушкина, Марло и Гёте. Нина Архипова покажет мир «Бабочек» — стихов и рассказов Набокова — в постановке Евгения Сиротина («Романтический театр Юрия Томошевского»). А Наталья Варламова сыграет одну из пушкинских «Повестей Белкина» — спектакль «Метель. Из альбома Марьи Гавриловны Р.» поставила Наталия Медведева («Петербург-концерт»).

В петербургской части афиши «Монокля-2024» — несколько «мужских» историй. Кирилл Меньщиков расскажет об «одном дне из жизни находящегося в кризисе» — спектакль по тексту самого актёра поставили Максим Черных и Дмитрий Паламарчук (Камерный театр драмы и комедии «Art-Luxe»). Актёр Денис Моисеев стал инициатором создания моноспектакля «Исповедь дурака», вымышленной истории любви, сочинённой драматургом Екатериной Галямовой и режиссёром Кристиной Ус («Проект Возможно»).

Наконец, в трёх спектаклях из афиши «Монокля-2024», основанных на современных текстах, важен тандем актёра и режиссёра. Об этих работах мы уже рассказывали ранее: театр «Блоха» представит на фестивале постановку Кирилла Люкевича «Волк» с Максимом Максимовым в заглавной роли (драматург — Настасья Фёдорова), «Театральный проект 27» — моноспектакль Игоря Головина «Тетрадь мщения», поставленный Юлией Каландаришвили по тексту Клавы Ильиной, а Олег Рязанцев сыграет в «Невидимом театре» спектакль Семёна Серзина «Друг мой» по пьесе Константина Стешика.

На фото — сцена из спектакля «Тетрадь мщения» © пресс-служба «Балтийского дома»

В международной программе «Монокля-2024» — несколько постановок, основанных на русской классике. Актриса Анна Дулебова и режиссёр Ольга Новицкая из Ульяновска представят «спектакль-исследование» «Бедная Катька» по «Грозе» Островского. Северо-Казахстанский областной музыкальный драматический театр имени Муканова (Петропавловск, Казахстан) предложит свою версию гоголевских «Записок сумасшедшего» — в постановке Думана Адыкенова и в исполнении Асылхана Разиева. А Мария Иваненко из вологодского Камерного драматического театра покажет «Неточку» — спектакль по роману Достоевского «Неточка Незванова» поставил Яков Рубин.

Кроме того, на международной части смотра Анна Лузгина сыграет спектакль Вячеслава Терещенко (Владимирский театр драмы) «Моя мать — секретарь Ангела смерти» по пьесе израильской писательницы Хадар Гальрон, актриса из Манамы (Королевство Бахрейн) Рим Ванус — спектакль «До дальнейшего уведомления» (режиссёр — Джамал Альгайлан), а Лиля Мукучян — постановку Елены Варданян (Международный фестиваль ARMMONO, Ереван, Армения) «Балерина | Варечка» по новелле Григория Константинопольского «Бешеная балерина». Завершит фестиваль «Монокль-2024» московский «Сатирикон» — спектакль «Константин Райкин. Своим голосом», основанный на текстах Пушкина и Давида Самойлова, — хедлайнер предстоящего смотра.

Помимо основной программы (подробное расписание можно найти на сайте «Балтийского дома»), на фестивале запланированы специальные события, в том числе круглый стол, лекции, фотовыставка и вечер памяти актёра, режиссёра и педагога Юрия Томошевского.

Комментарии
Предыдущая статья
Жанна Зарецкая памяти Валерия Галендеева 25.01.2024
Следующая статья
Хроника: театр во время боевых действий. Месяц 24 25.01.2024
материалы по теме
Новости
Волкострелов в Перми исследует «полифонию жизни» в коридоре
Сегодня и завтра, 27 и 28 апреля, на «Сцене-Молот» Пермского Театра-Театра пройдёт премьера спектакля Дмитрия Волкострелова «Коридор».
Новости
Директором Екатеринбургского ТЮЗа стал замминистра культуры Свердловской области
Сегодня, 26 апреля, коллективу Екатеринбургского ТЮЗа был представлен новый директор. Им стал заместитель министра культуры Свердловской области Сергей Радченко.