Гуревич расскажет во Владивостоке «историю, в которой никто не виноват»

На фото — сцена из спектакля «Море. Звёзды. Олеандр» © Валентин Труханенко

Сегодня и завтра, 22 и 23 апреля, в Приморском краевом драматическом театре молодёжи (Владивосток) пройдёт премьера спектакля Филиппа Гуревича «Море. Звёзды. Олеандр» (16+) по одноимённой пьесе Марии Малухиной.

Постановка стала итогом работы, начатой на Тихоокеанском международном фестивале современной драматургии «Метадрама-2022», где Гуревич представил эскиз спектакля по пьесе «Море. Звёзды. Олеандр». С автором текста Марией Малухиной режиссёр работал в тандеме над «Ленинградскими сказками» Юлии Яковлевой в проекте РАМТа «Мастерская инсценирования», а до этого там же поставил другую пьесу драматурга — «Василиссу».

В отличие от сказочно-фэнтезийной «Василиссы», «Море. Звёзды. Олеандр» — простая и почти реалистическая история, построенная как диалог девочки-подростка Даши и её внутреннего голоса, который представлен в виде другой девочки. События, свидетелем которых южной ночью становится раздвоенная главная героиня, носят трагический, а в итоге и кровавый характер. И, в частности, Даше предстоит разобраться со своей ролью в отчасти нелепой истории с летальным исходом.

В версии Филиппа Гуревича жанром становится «история, в которой никто не виноват». О том, что это значит, и о том, как море и олеандр из пьесы перейдут в спектакль, Гуревич рассказал нашей редакции: «Эта пьеса привлекла меня давно — своей честной, доверительной интонацией. И это очень импрессионистичный, акварельный текст. То и другое нам хотелось бы сохранить и в спектакле. Поэтому было важно придумать простое и открытое пространство: девочка в огромном пустом мире, который её пугает. Это мир одиночества, „сидения под олеандром“. Визуально мы старались искать очень нежные оттенки и впустить в постановку много воздуха на всех уровнях.

Актёрски спектакль построен как система крупного плана с двумя девочками Дашами. Причём мы немного ломаем конструкцию пьесы Малухиной: хотелось сделать более сложносочинённую систему отношений со внутренним голосом, чтобы роли „рационального“ и „сомневающегося“ менялись, как это и бывает с человеком в жизни. От „крупного плана“ придуман и свет: локальные точки внутреннего монолога; расширения, связанные с флэшбеками; и третье, экзистенциальное „состояние море“. Недавно я шёл по Владивостоку и подумал: есть море — и ему всё равно. Мы, люди, переживаем, а море — это „абсолютный дзен“, константа. И оно примиряет тебя с собой, показывая, как зеркало, разницу между вечным и тем, что буднично и сиюминутно. Наверное, внутреннее взросление — это про принятие непоколебимых фактов: есть лето и море, есть война и смерть, а любовь — это любовь.

Мы с художницей Аней Агафоновой придумали такое „море“ из неровных листов нержавеющей стали, которые закрывают оркестровую яму и продолжаются через авансцену кривым рисунком. Но это море сознания Даши, а не буквальный образ. И как в пьесе много двойственного (тот же красивый и ядовитый олеандр), так и у нас: нержавеющая сталь — грубый материал, напоминающий про индустриальную агрессивную среду и взрослый мир. Но в нём постоянно отражаются блики, и они удивительно лёгкие, светлые, чувственные.

Это история про то, как важно иметь рядом с собой друга. Про то, что другом тебе может стать и твой враг. И прежде всего — про прощение. А ещё — про процесс принятия себя, про то, что бояться — это нормально. А наше неумение и нежелание выразить сковывающие нас страхи (чтобы не показаться, например, неудачником, особенно в подростковом возрасте) всегда приводят к трагедии или, по крайней мере, к травме. То, что не проговорено, только усугубляет ситуацию. И мы не играем в подростков, но пытаемся их понять. А когда герой спектакля Дима после смерти уходит в зал как в пространство неизвестного, на зрителей тоже сыплются лепестки олеандра. Потому что это не „что-то где-то“, а про сейчас и про нас. Мы ведь всегда пытаемся не отождествлять себя со страшными вещами — потому что боимся, что они могут коснуться и нас, это естественная реакция. Но здесь важно ощутить „единое поле“: это не про какую-то девочку, а про любую девочку — не дай Бог, конечно, но произойти такое может с любым».

Вместе с Филиппом Гуревичем над премьерой работают его постоянные соавторы — художник Анна Агафонова и художник по свету Павел Бабин.

На фото — сцены из спектакля «Море. Звёзды. Олеандр» © Валентин Труханенко

Комментарии
Предыдущая статья
Руслан Кудашов ставит в Красноярске «пророчество о времени» 21.04.2023
Следующая статья
Названы лауреаты «Золотой Маски – 2023» в музыкальном театре 21.04.2023
материалы по теме
Новости
На «Арт-платформе» покажут «абсурдистский танцевальный спектакль»
Завтра, 25 апреля, в пространстве «Арт-платформы» в московском Новом Манеже театр современного танца «всем телом» сыграет премьеру спектакля Александра Шуйского «Фрагменты Ожидания».
Новости
Янушкевич пригласит челябинцев на необитаемый остров шекспировской «Бури»
Сегодня, 24 апреля, на Малой сцене Челябинского театра кукол имени Вольховского пройдёт премьера спектакля Александра Янушкевича «Буря» (16+) по одноимённой пьесе Шекспира.