Сегодня, 19 января, в МХТ им. Чехова спектаклем «Гроза» в постановке Андрея Могучего открылись большие гастроли петербургского БДТ им.Г.А.Товстоногова в Москве, посвящённые столетию этого прославленного театра.
Перед началом спектакля на сцену вышли Генеральный директор фестиваля «Золотая Маска» Мария Ревякина, Президент Премии и Фестиваля «Золотая маска» Игорь Костолевский и художественный руководитель БДТ Андрей Могучий с традиционными приветственными и благодарственными словами.
Речь худрука БДТ, однако, вышла за рамки торжественного панегирика. Поздравив публику с Годом театра и поблагодарив за приют и уют Сергея Женовача и МХТ, а также отметив неслучайное, по его мнению, совпадение этого события с двумя юбилейными датами 2019 года – 100-летием БДТ и 25-летием «Золотой Маски», Могучий продолжил:
– Думаю, это означает, что наступило время оглянуться назад и посмотреть в будущее. 100 лет назад Александр Блок, придя в Большой драматический театр, возглавил Директорию – по сути, стал первым художественным руководителем театра. Об этом знают не все. Но мы в связи с этим внимательно изучаем его наследие. Тогда, век назад, остро стоял вопрос, нужны ли новому государству театры, должно ли государство поддерживать театральное искусство.
Блок писал – не ручаюсь за дословную точность цитаты, но смысл такой:
«В наше время опять поднимается вопрос о существовании театров, которые содержатся за счет государства. Я полагаю, что государственные театры должны существовать, так как пока, к сожалению, никто, кроме государства, не может дать самостоятельности и независимости художественному учреждению.
Могут ли существовать такие театры без компромисса? Они должны существовать без компромисса, и само государство в этом нуждается.
Театр должен существовать без компромисса, а иначе это не театр, а торговая лавка, ресторан или департамент».
Сегодня мне показалось уместным и важным произнести эти слова со сцены прославленного Московского художественного театра.
“Мы, люди театра, ждём от этого года не только радостных событий – премьер, фестивалей, олимпиады, но и конструктивных перемен в области законодательства и управления театральным делом.
И чтобы сочетание «театральное дело» употреблялось только в его прямом, художественном смысле и никак иначе», – закончил свою речь Андрей Могучий.
Фото: JAANUS LENSMENT