В петербургском Кабаре ШУМ Мейерхольду посвятят «фруктово-театральную фантазию»

Фрагмент картины Бориса Григорьева «Портрет В.Э. Мейерхольда» (1916) © rusmuseumvrm.ru / Государственный Русский музей

8 февраля на петербургской площадке Кабаре ШУМ пройдёт премьера спектакля Павла Михайлова «Доктор Дапертутто», вдохновлённого дореволюционным творчеством Мейерхольда и приуроченного к 150-летию со дня рождения режиссёра.

Напомним, Кабаре ШУМ располагается в доме, где с 1915 по 1918 годы жил Маяковский. Премьерная постановка не связана напрямую ни с самим поэтом, ни со временем сотворчества Маяковского и Мейерхольда (тогда уже — представителей раннесоветского авангарда). Впрочем, в описании спектакля говорится, что создатели предлагают пройти путь мейерхольдовских метаморфоз «от сверхмарионетки к биомеханике, от маски к гимнастике, от синтеза всех искусств до одинокой партии флейты».

«Доктор Дапертутто» посвящён петербургскому, дореволюционному периоду творчества Мейерхольда, его художественным исканиям и теоретическим изысканиям. В большой мере — тем годам, когда в здании нынешнего Кабаре ШУМ жил Маяковский, тревожному времени рубежа эпох. Названием спектакля стал псевдоним Мейерхольда, который он использовал в журнале «Любовь к трём апельсинам». Необычное — в пору отсутствия «системного» театроведения как науки — издание возникло по его инициативе и выходило с 1914 по 1916 годы в пространстве Студии на Бородинской. Здесь в это время и совершался переход Мейерхольда от модернизма к биомеханике.

Журнал был назван в честь любимой режиссёром пьесы-сказки Карло Гоцци. «Любовь к трём апельсинам» и стала основой для премьеры Павла Михайлова, наряду с двумя другими знаковыми для Мейерхольда драматическими сочинениями — «Балаганчиком» Блока и «Шарфом Коломбины» Шницлера. Связанные со всеми тремя пьесами герои-маски — Коломбина, Пьеро и Арлекин — станут своеобразными проводниками по «фруктово-театральной фантазии», как определяют жанр премьеры её создатели.

Согласно анонсу, три актёра-участника (Эля Кусмачёва, Артём Кисаков и сам Павел Михайлов) представят зрителям «коллективного Мейерхольда в поисках утраченных апельсинов». «У каждого свой Мейерхольд, — объясняют авторы постановки. — Каждому — свой театр. Мы отправляемся на поиски того идеального, которое всегда ищет любой режиссёр. Мы ищем истину, добро и красоту. Мы сверхмарионетки, мы новая любовь к трём апельсинам. „Доктор Дапертутто“ — это спектакль о любви, о детстве, о взрослении. Начиная свою жизнь, человек стремится к своему благу, но, постепенно перерастая эту цель, находит истинное наслаждение в служении другим. Так же было с режиссёром и человеком Мейерхольдом».

Павел Михайлов — актёр и режиссёр. Создатель авторского проекта — серии моноспектаклей «Паша читает» по русской и зарубежной классике, — а также поэтической экскурсии «Шум Квартала писателей», путешествия «по адресам жизни, работы и любви героев Серебряного века».

Комментарии
Предыдущая статья
Самодуров выпускает премьеру в Театре Якобсона 02.02.2024
Следующая статья
Большой и Малый театры выпустят общую «Снегурочку» 02.02.2024
материалы по теме
Новости
Цхвирава ставит «шутку Толстого над своими семейными отношениями»
24 и 25 февраля в Омском академическом театре драмы пройдёт премьера спекталя Георгия Цхвиравы «Плоды просвещения» по одноимённой пьесе Льва Толстого. 
Новости
«Балет Москва» и Ольга Лабовкина исследуют «процесс заживления»
24 и 25 февраля в московском театре «Новая Опера» «Балет Москва» сыграет премьеру спектакля Ольги Лабовкиной «Всё, что после».