С 1 по 5 июля в «ЦЕХЪ театре» и на площадке «Скороход» в Петербурге сыграют пять дипломных спектаклей ученики Юрия Бутусова — студенты выпускного курса его мастерской на режиссёрском факультете ГИТИСа. Гастроли организует компания «Комната Света».
Четыре из пяти спектаклей, которые «бутусовцы» сыграют в Петербурге, поставлены студентами мастерской (напомним, на режиссёрском факультете ГИТИСа актёры и режиссёры учатся вместе). Пятая работа, «Остров Чехов», изначально создавалась как набор отрывков для экзамена по сценической речи. Это «попурри» из чеховских текстов поставила режиссёр-педагог Вера Камышникова.
На площадке «ЦЕХЪ театра» будут представлены два наиболее «авангардных» спектакля из пяти гастрольных названий. 1 июля здесь сыграют «Раскол» по мотивам «Преступления и наказания». Достоевским студенты мастерской Бутусова занимались долго и подробно, выпустили много самостоятельных работ по разным текстам классика, и в списке дипломных спектаклей «бутусовцев» два основаны на его романах. Оба поставил Андрей Хисамиев, и обе самобытные постановки («Раскол» и «Бесы») входят в число наиболее интересных работ курса.
На фото — сцена из спектакля «Раскол» © Ольга Швецова
А 2 июля петербургские зрители смогут увидеть спектакль «Папа» по одноимённой пьесе Флориана Зеллера (напомним, сам Юрий Бутусов также ставил этого автора, и его РАМТовский спектакль «Сын» тоже привозили на гастроли в северную столицу). Режиссёр «Папы» Ван Шень говорит, что «боролся за эту пьесу» со второго курса. Трагикомически-сновидческое исследование утраты, старости, детства и распадающегося сознания, получившиеся в итоге, очевидно, не похоже ни на одну из существующих интерпретаций текста Зеллера.
С 3 по 5 июля на площадке «Скороход» будут показаны более «конвенциональные» спектакли мастерской Бутусова. Откроется эта часть гастролей уже упомянутой постановкой «Остров Чехов». 4 июля будет представлен спектакль Ивана Орлова «Иван Ильич и Алёша Горшок», основанный на двух сочинениях Льва Толстого — написанных с разницей в два десятка лет повести «Смерть Ивана Ильича» и рассказе «Алёша Горшок». В постановке они объединены мотивом трагической и случайной смерти и немалой иронией, однако в остальном эти две истории — самостоятельные акты спектакля — решены в разной стилистике.
На фото — сцена из спектакля «Папа» © Ольга Швецова
Завершатся гастроли «бутусовцев» одним из спектаклей, ставших особенно популярным у московских зрителей, — «Вишнёвым садом» Егора Ковалёва. Эта постановка — своеобразный «оммаж» мастеру со множеством прямых цитат из его спектаклей и одновременно попытка расслышать «сегодняшнего Чехова», близкого команде создателей этого «Вишнёвого сада».
После каждого показа в Петербурге запланированы обсуждения со специальными гостями, в том числе с театроведами Мариной Дмитревской, Еленой Горфункель и Николаем Песочинским.