Премьера спектакля “Яга.doc” пройдёт сегодня, 23 января.
Напомним, в июле 2019 года в ЦИМе проходил “фестиваль-кочевник” “Русская сказка”, в рамках которого и был впервые показан спектакль “Яга” – название тогда ещё не включало постфикса “doc”, хотя по сути он уже содержался в форме работы.
“Яга.doc” – моноспектакль Анны Галиновой, которая и была автором идеи. Впоследствии к ней присоединились режиссёр Александра Ловянникова и драматург Юлия Поспелова, и результатом коллективной работы соавторов стал спектакль о дожившей до сегодняшнего дня Бабе Яге, приключениях фольклористов и неожиданном новом опыте героини-рассказчицы. В итоге получается спектакль, в котором, по ЦИМовскому определению, “сочетаются сторителлинг, вербатим, народные песни, документальные фото и видео очевидцев”.
Подробнее о жанре спектакля и процессе работы журналу ТЕАТР. рассказала режиссёр Александра Ловянникова:
“Идея спектакля придумывалась тремя людьми вместе: Аня Галинова, актриса, которая играет в этом спектакле, Юлия Поспелова, драматург, и я, режиссёр. Изначально звучало только слово "Яга" – мы знали, что это должен быть спектакль про Бабу Ягу (вот откуда это появилось, я не знаю), – потом возник интерес к мокьюментари (потому что я вообще фанат мокьюментари – например, обожаю книгу "Война миров Z", которая написана как воспоминания людей о нашествии зомби), и потом появилась идея, так как это очень личная история, связать это мокьюментари с личностью актрисы, с личностью Ани Галиновой. И так как мы втроём всё время варились вместе, то в этом спектакле слышны интонации всех трёх людей: мы его придумывали, наговаривая, главная часть работы была в сочинении абсурдной и прекрасной логики. Мокьюментари у нас не сильно развито, но оно существует. И, по-моему, как-то правильно в нём работать, потому что мы живём в России… а Россия и мокьюментари, как мне кажется, просто созданы друг для друга, –у нас же есть куча людей, которые искусственно делают нам мокьюментари, мир, которого на самом деле нигде нету, кроме как в телеке.
На самых ранних этапах эта история была задумана как детская, но быстро стало понятно, что она не детская, а взрослая и подростковая. Почему взрослая, очевидно: всё, что не детское, довольно быстро относится в разряд взрослого. И, мне кажется, так как это театр о человеке, а не "сложный и непонятный постдраматический документальный балет", то, мне кажется, он будет близок людям, которые вообще не ходят в театр, не любят театр и думают, что в театр их калачом не заманишь. Поэтому, думаю, он хорош и для подростков –которые, скорее всего, сходили на какое-нибудь плюшевое адище, а потом ещё на постановку классики в кринолинах, поняли, что театр – это отстой, и только спектакль "Яга" может переубедить их. Потому что вообще переубедить таких людей может только интересный театр с человеческим лицом. Так что проблемы с пониманием у нас нет – но пока есть другая проблема: как только люди видят в названии слово "Яга", на спектакле каким-то магическим образом появляются шестилетки, сами собой и из ниоткуда… И, хотя с подростками у нас ещё не было достаточного количества опыта, чтобы можно было говорить про конвенции, то достаточно его было со взрослыми, которые радостно ржут на спектакле, – а мне кажется, что в современном театре сделать спектакль, на котором ржут, и при этом он не про сиськи-письки или "слишком женатого таксиста" – это клёвая задача, и я рада, что у нас получилось её выполнить. А судя по тому, что говорят взрослые, от которых удалось получить обратную связь, у нас получилась странно современная история; и, может быть, пока что-то не до конца понятно, потому что это какой-то новый формат: никто не знает, как его оценивать, но людям нравится, мы получаем обратную связь (в конце спектакля это очень понятно – не буду спойлерить, но там есть конкретное действие, которое делают зрители). И, мне кажется, то, что мы в этом году в лонг-листе "Золотой Маски" – это тоже обратная связь, поскольку первый показ спектакля был летом, сыграли один раз, его мало кто увидел… и, тем не менее, мы в лонг-листе”.