КАК РАЗВАЛИЛОСЬ В СУДЕ ДЕЛО “СЕДЬМОЙ СТУДИИ”

Накануне вынесения приговора редакция журнала ТЕАТР. решила собрать воедино самые вопиющие эпизоды, свидетельствующие о подтасовках, подлогах и заказном характере этого дела. Они сами собой сложились в пьесу, достойную пера Сухово-Кобылина.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

ЛИЦА ОТ СИСТЕМЫ:

Александр ЛАВРОВ – старший следователь по особо важным делам Следственного комитета России (СКР), расследовал дело о мошенничестве в «Седьмой студии», также дело об отмывании денег в Фонде борьбы с коррупцией Навального и дело о взятке бывшего губернатора Кировской области Никиты Белых, 12 декабря 2019 года произведен Путиным в генералы юстиции. Лицо закадровое (генералы в суд не ходят).

Павел ВАСИЛЬЕВ – следователь СКР, о моральном давлении с его стороны на суде заявили свидетели обвинения Алеся Махмутова, Элеонора Филимонова, Лариса Войкина, Александра Балашова, Евгения Павлюченко (последняя, сотрудница министерства культуры, признала на суде, что под давлением Васильева оговорила Софью Апфельбаум).

Михаил РЕЗНИЧЕНКО – прокурор по делу «Седьмой студии», именно ему принадлежит выдающаяся реплика на заседании 3 декабря 2019 года: «Вот вы говорите, что «Платформа» – такой потрясающий, успешный проект. Зачем же ему была нужна помощь государства? Вот Мейерхольд разве пользовался государственной помощью?»

Олег ЛАВРОВ – второй прокурор по делу «Седьмой студии».

Ирина АККУРАТОВА – судья Мещанского районного суда, с октября 2018 по октябрь 2019 года вела «дело Седьмой студии» (т.н. «первый процесс»). Известна тем, что приговорила к реальным срокам фигурантов фейкового дела о нападении на росгвардейцев.

Олеся МЕНДЕЛЕЕВА – судья Мещанского районного суда, ведет новый (второй) судебный процесс с 1 ноября 2019 года по настоящее время.

ПОДСУДИМЫЕ:

Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ, российский режиссер, в 2011 – 2014 годах художественный руководитель проекта «Платформа», чья деятельность осуществлялась АНО «Седьмая студия», с августа 2012 года по настоящее время художественный руководитель театра «Гоголь-Центр».

Софья АПФЕЛЬБАУМ – служащая министерства культуры РФ с 2010 по 2014 год, курировала в министерстве проект «Платформа». Сейчас директор Российского академического молодежного театра (РАМТ).

Юрий ИТИН – гендиректор АНО «Седьмая студия» с октября 2011 года по декабрь 2014 года. Параллельно (с марта 2011 года) занимал должность директора Волковского театра в г.Ярославль.

Алексей МАЛОБРОДСКИЙ – генпродюсер «Седьмой студии», работал на «Платформе» всего десять месяцев с октября 2011 по август 2012 года, отказался давать показания против Серебренникова и единственный из всех фигурантов дела был посажен в СИЗО.

Нина МАСЛЯЕВА – главный бухгалтер «Седьмой студии», единственная из подсудимых признала свою вину (а именно, кражу 5 миллионов рублей). Ранее судима за мошенничество в городе Брянске. Создала внутри проекта «Платформа» целую «индустрию обнала» с привлечением многочисленных подельников. В 2014 году Серебренников заподозрил Масляеву в мошенничестве и вызвал аудит, после которого Масляева была уволена. Именно она и является главным свидетелем обвинения. Дело Масляевой выделено в особое производство.

Группа Масляевой: СИНЕЛЬНИКОВ, ПЕТЧЕНКО, ДОРОШЕНКО, ФИЛИМОНОВА, ВОЙКИНА и другие.

АДВОКАТЫ ПОДСУДИМЫХ:

Дмитрий ХАРИТОНОВ – адвокат Серебренникова

Ксения КАРПИНСКАЯ – адвокат Малобродского

Ирина ПОВЕРИНОВА – адвокат Апфельбаум

Юрий ЛЫСЕНКО – адвокат Итина

Хронику событий стадии расследования (до суда) ищите по этой ссылке: https://oteatre.info/delo-sedmoj-studii-hronika-sobytij/

ПЕРВЫЙ ПРОЦЕСС ПО ДЕЛУ «СЕДЬМОЙ СТУДИИ» (октябрь 2018 – октябрь 2019 года)

16 ноября 2018 года 

https://oteatre.info/truth_now_ever/

Суд продолжается более полумесяца. Один из первых в долгой череде выматывающих заседаний допрос Малобродского. Рассказывая об устройстве «Платформы», он обращает внимание суда на подделку его подписи под одним из договоров в изъятых следствием документах, настаивает на почерковедческой экспертизе. Она так и не будет проведена за последующие 1,5 года судебных заседаний.

Подсудимый Малобродский: Подпись не моя. Я никогда не подписывал этот документ. Я его видел прежде, когда знакомился с материалами, и уже тогда обратил внимание на подделку подписи.

 

30 ноября 2018 года 

https://oteatre.info/pisma-minkulta-v-fsb/

Гособвинение перешло к исследованию томов дела. В них обнаружились письма министерства культуры в ФСБ объемом в 1000 страниц, к которым приложены договоры между «Седьмой студией» и подрядными организациями.

Адвокат Харитонов: Ваша честь, хотел бы обратить ваше внимание, что в томе 11 мы исследовали сопроводительное письмо, которое Минкультуры отправило в ФСБ. Том 12 начинается с договора “Седьмой студии” от 20 августа. Как этот документ и все дальнейшие попали в материалы дела, неизвестно. В Минкульте таких документов вообще не было, и представить договор “Седьмой студии” оно не могло.

Гособвинение изучает 21-й том дела “Седьмой студии”.

Прокурор Олег Лавров: Мероприятия зачитывать?

Адвокат Харитонов: У вас же в обвинении написано, что мероприятий не было.

Прокурор Олег Лавров: Будем исправлять. (Долго перечисляет суду все мероприятия проекта, которых, по версии обвинения, не было, а деньги, выделенные на них, были украдены).

 

3 декабря 2018 года 

https://oteatre.info/slushaniya-po-delu-sedmoj-studii-prodolzhayutsya/

Прокурор Олег Лавров оглашает материалы дела, в котором содержатся отчеты о продаже билетов и о проведенных мероприятиях.

Подсудимый Малобродский: Я попросил бы Гособвинение читать отчеты подробнее, обращая внимание на название мероприятия – сколько их было проведено и сколько денег заработано.

Судья Аккуратова: Отклонено.

Подсудимый Малобродский: Но в этом отчете фигурирует спектакль “Сон в летнюю ночь”. Запрос следователя направлен 17 июня 2017 года, а ответ получен 15 июня 2017 года. 20 июня я был обвинен в том, что мною были присвоены деньги за спектакль “Сон в летнюю ночь” и что этот спектакль не проводился. Я бы просил суд обратить внимание на то, как фабрикуется дело.

 

19 декабря 2018 года

https://oteatre.info/17-e-zasedanie-po-delu-sedmoj-studii/

При чтении 59-го тома обнаружен договор с ИП Синельниковым на проведение концерта «Арии».

Подсудимый Малобродский: Ваша честь, подписи под этим договором и этим актом мне не принадлежат.

Адвокат Карпинская: Подпись выполнили, даже не подражая подписи Малобродского! Это означает, что прямо или косвенно он (прокурор. – Прим.ред.) заинтересован в исходе дела. Ходатайствую о почерковедческой экспертизе и заявляю отвод прокурору Олегу Лаврову.

Все подсудимые и защита Карпинскую поддерживают. Почерковедческая экспертиза проведена не была. В ходатайстве Карпинской отказано.

 

16 января 2019 года

https://oteatre.info/teatralnoe-delo-21-zasedanie/

Прокурор Олег Лавров намерен допросить незаявленного ранее свидетеля обвинения Петченко. Защита протестует. Судья Аккуратова отклоняет протест и сама допрашивает свидетеля. В течение часа Петченко сбивчиво свидетельствует против фигурантов дела, постоянно забывая фамилии, путая имена, не может назвать адрес собственной электронной почты, противоречит себе на каждом шагу.

Судья Аккуратова: Вам не было известно о финансировании из бюджета?

Свидетель обвинения Петченко: На момент обсуждения с Масляевой я не знал, что это бюджетные средства. В общей сложности мне было известно, что это бюджетные деньги.

Судья Аккуратова: То есть здесь (в показаниях следствию сказано, что Петченко не знал о финансировании из бюджета – Прим. ред.) неверно написано?

Свидетель обвинения Петченко: Да.

Адвокат Харитонов: То есть вы соврали?

Свидетель обвинения Петченко: Да.

 

18 января 2019 года 

https://oteatre.info/kseniya-karpinskaya-materialy-dela-polnostyu-razbivayut-pokazaniya-svidetelya/

Очередной допрос незаявленного свидетеля обвинения Петченко, подельника подсудимой Нины Масляевой, оговорившего всех фигурантов дела.

Подсудимый Малобродский: Как соотнести информацию о том, что Масляева платила зарплату вам и Филимоновой, давала кредиты, и ее слова о том, что она не вела хозяйственную деятельность, как вы можете это пояснить?

Свидетель обвинения Петченко: Никак пояснить не могу.

Подсудимый Малобродский: Вы не находите здесь противоречий?

Свидетель обвинения Петченко: Я не могу дать никакой оценки действиям Масляевой.

Судья Аккуратова: У кого еще есть вопросы к Петченко?

Подсудимый Серебренников: У меня есть вопросы к совести товарища Петченко, а к нему самому нет.

 

23 января 2019 года 

https://oteatre.info/teatralnoe-delo-24-zasedanie-suda/

Допрос свидетеля обвинения Синельникова, подельника обвиняемой Нины Масляевой. В допросах следователю давал показания, что знаком с Малобродским и Итиным и получал от них прямые задания по обналичиванию денег. Малобродский и Итин отрицают факт знакомства.

Свидетель обвинения Синельников: У меня был контакт с Малобродским в «Гоголь-Центре».

Пауза. Заминка.

Я прошу прощения, я оговорился. Я не прав. Это Итин имеет отношение к «Гоголь-Центру» как гендиректор.

Синельникова допрашивает адвокат Апфельбаум Поверинова.

Свидетель обвинения Синельников: Главбух давала мне документы за подписью гендира Итина. Я просто верил, что это подпись Итина.

Адвокат Поверинова: Масляева делала ли вам какие-то покупки или подарки?

Свидетель обвинения Синельников: Автомобиль.

Адвокат Поверинова: Что автомобиль?

Свидетель обвинения Синельников: Я попросил определенное количество денег. Мне не было отказано. Мне дали деньги, я купил автомобиль.

Адвокат Поверинова: В связи с чем вам перечислили деньги?

Свидетель обвинения Синельников: По-дружески.

Адвокат Поверинова: Сколько?

Свидетель обвинения Синельников: Миллион.

Адвокат Поверинова: Вы их возвращали?

Свидетель обвинения Синельников: Нет. Хотел.

Адвокат Поверинова: Как вам передали деньги?

Свидетель обвинения Синельников: На карту.

Адвокат Поверинова: На вашу личную карту?

Свидетель обвинения Синельников: Да.

Адвокат Поверинова: В каком году это было (перевод денег на автомобиль)?

Свидетель обвинения Синельников: 2012 год.

Суд переходит к чтению томов дела. Всего их – 258!

Адвокат Карпинская: Сейчас прокурор Лавров нам сказал, что на листе 146 находится договор между Молодежным культурным центром Златко Стевковски и Анной Шалашовой, директором ”Седьмой студии”. Дальше до 180 страницы идут приложения к договору. А на странице 180 идет тот же (!) договор. Мало того, что эти договоры не имеют никакого отношения к ”Платформе”, так это еще два комплекта одних и тех же документов. Именно таким образом, искусственно создается масштаб дела.

 

28 января 2019 года

https://oteatre.info/buhgalter-maslyaeva-26-zasedanie/

Допрос Масляевой. Она оговаривает Итина, Малобродского, Серебренникова, но путается в показаниях. Запутавшись, то и дело «закладывает» своих подельников. В частности, заместителя бухгалтера «Седьмой студии» Филимонову.

Адвокат Харитонов: Мы нашли в ведомостях неких Курбанова и Хромову. Почему они были включены в штат?

Обвиняемая Масляева: Я лично их не видела. Эти лица были включены в штат, потому что были сняты по карте наличные. Надо было расписать эту сумму денег… То ли дали им деньги под отчет, то ли дали как займ… Это были тоже фиктивные лица.

Адвокат Харитонов: Но вы их внесли в штатное расписание?

Обвиняемая Масляева: Их внесла в штатное расписание Филимонова.

Адвокат Харитонов: А откуда она получила данные этих лиц?

Обвиняемая Масляева: От Петченко.

Адвокат Харитонов: В штатном расписании были Воронова, Итин, Серебренников… почему вам не хватало этих людей?

Обвиняемая Масляева: Ну, значит на руководителей нельзя было перечислять деньги… Не могу пояснить.

Адвокат Харитонов: Ок. Но что в штатном расписании делала ваша собственная дочь?

Обвиняемая Масляева: Точно так же, как Курбанов и Хромова — фиктивно.

Адвокат Харитонов: Когда вы перестали исполнять обязанности главного бухгалтера «Седьмой студии»?

Обвиняемая Масляева: В октябре 2014 года.

Адвокат Харитонов: Когда начался аудит?

Обвиняемая Масляева: То ли в мае, то ли… Не помню уже.

Адвокат Харитонов: Вы исполняли обязанности или ничего не делали?

Обвиняемая Масляева: Ничего не делала.

Адвокат Харитонов: Зачем тогда 10 октября 2014 года вы отправили Синельникову около 600 тысяч?

Масляева долго молчит.

 

ВТОРОЙ ПРОЦЕСС (идет с 1 ноября 2019 года по настоящее время)

В ходе первого процесса судья Аккуратова не удовлетворилась результатами первой экспертизы (проведена Татьяной Рафиковой), которая легла в основу обвинения. Напомним, что Рафикова выявила хищение подсудимыми средств на  133 237 920 миллиона рублей. Судья Аккуратова инициировала вторую экспертизу по делу. В марте 2019 года она выбрала из списка предложенных адвокатами экспертов доктора искусствоведения Видмантаса Силюнаса и первого заместителя художественного руководителя МХТ им. А. П. Чехова Марину Андрейкину. По результатам второй экспертизы, которая не выявила нарушений в работе «Платформы», Аккуратова приняла решение о возвращении дела в прокуратуру.

После того, как гособвинение оспорило решение Аккуратовой в Мосгорсуде, суд начал новое судебное разбирательство в новом составе. Теперь его ведет судья Олеся Менделеева. Дело в буквальном смысле пущено по второму кругу: зачитываются те же документы, те же свидетели дают показания.

 

8-е заседание, 13 ноября 2019 года

https://oteatre.info/nesootvetstviya-v-pokazaniyah-eks-glavbuha-sedmoj-studii-niny-maslyaevoj/

Гособвинение приступило к допросу ключевого свидетеля обвинения Нины Масляевой. В ходе заседания выяснилось, что Масляевой в разное время было дано сразу три версии показаний.  

Судья Менделеева: Что можете пояснить по поводу данных показаний? Каким показаниям верить? Которые прокурор оглашал, которые сейчас давали, либо тем, которые давали в прошлом составе суда? Какие были точные? Очень много мелочей, они все разнятся. Мы просто хотим понять, где правда?

Масляева молчит.

 

9-е заседание, 14 ноября 2019 года

https://oteatre.info/devyatoe-zasedanie-po-delu-sedmoj-studii-v-sude-doprosili-svidetelej-obvineniya/

В суде снова допрашивают свидетеля обвинения Валерия Петченко. Он подтверждает, что получал процент за обналичивание денег «Седьмой студии», поступавших к нему от свидетеля обвинения Сидельникова. Помимо прочего, Петченко утверждает, что встречался с Малобродским в театре «Модерн», и что он знаком с Серебренниковым и Итиным. Малобродский, Итин и Серебренников опровергают информацию об их личном знакомстве.

Свидетель обвинения Петченко: Когда я пришел к Малобродскому на собеседование, я видел на втором этаже рояль.

Адвокат Поверинова: Какого цвета был рояль?

Свидетель обвинения Петченко: Белого цвета.

Прим.ред.: Рояль, находившийся в «Седьмой студии», был черным.

 

12-е заседание, 19 ноября 2019 года

https://oteatre.info/dvenadtsatoe-zasedanie/

Показания дает свидетель обвинения Жукова. В годы деятельности «Платформы» она работала заместителем директора департамента поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ, то есть находилась в подчинении у подсудимой Апфельбаум. Во время следствия Ольга Жукова свидетельствовала против Апфельбаум, но на суде заявляет следующее.

Свидетель обвинения Жукова. Меня неправильно интерпретировали. Там (на допросе. – Прим. Ред.) была ситуация, когда я дала показания, мы с адвокатом начали их перечитывать, и там было не то, что я говорила. Мы начали их переписывать, мы прямо по пунктам проверяли. Мы переписали полностью весь протокол. Это всё происходило шесть часов. Апфельбаум – самый квалифицированный сотрудник, что работал в Минкульте. Суперположительный.

 

14-е заседание, 21 ноября 2019

https://oteatre.info/sedmaya-studiya-zasedanie-14/

Показания дает свидетель обвинения Алеся Махмутова, которая с 2008 года работала в министерстве культуры и оформляла документы по проекту «Платформа». В протоколе допроса со слов Махмутовой указано, что Апфельбаум должна была проверять финансовые отчёты. На суде свидетель Махмутова утверждает обратное.  

Свидетель обвинения Алеся Махмутова. Я подписывала протокол 19 июля. Но была одна, без адвоката. Меня допрашивали одновременно пять человек, в том числе руководитель следственной группы. На меня оказывалось психологическое давление, вплоть до угроз. Руководитель следственной группы говорил мне о том, что если я сейчас буду рассказывать, что все было по закону, то у меня есть возможность из свидетеля превратиться в соучастника, подозреваемую. Но я работаю на службе, у меня есть семья, есть дети. Я обычный человек. У меня, как у обычного человека, присутствует чувство страха.

 

16-е заседание, 25 ноября 2019

https://oteatre.info/16-e-zasedanie-po-delu-sedmoj-studii-2/

Допрашивается потерпевшая сторона – Министерство культуры в лице юриста Людмилы Смирновой.

Адвокат Харитонов: Госконтракт содержит список мероприятий?

Представитель Минкульта Смирнова: Да.

Адвокат Харитонов: Что является критерием исполнения госконтрата?

Представитель Минкульта Смирнова: Это подписанный акт. Это бумаги. И, соответственно, проведение мероприятия.

Адвокат Харитонов: У Минкульта есть претензии к мероприятиям, которые были на «Платформе» по госконтракту?

Представитель Минкульта Смирнова: По организации мероприятий не было.

Адвокат Харитонов: Правильно я понимаю, что Минкульт все получил, что хотел, по госконтракту?

Представитель Минкульта Смирнова: Если акт подписан, значит, у профильного департамента не было претензий.

Адвокат Харитонов: А сейчас? Вы же говорите, что вам ущерб причинен?

Представитель Минкульта Смирнова: Я не была участником событий.

Адвокат Харитонов: Это не важно. Вы сейчас представитель Минкульта. Я вас спрашиваю, чего вам не хватило как министерству по госконтракту?

Представитель Минкульта Смирнова: Не могу ответить.

 

23-е заседание, 5 декабря 2019

https://oteatre.info/23-zasedanie/

Суд допрашивает свидетеля обвинения Александру Балашову, которая работала в департаменте господдержки искусства и народного творчества Министерства культуры, возглавляемом подсудимой Софьей Апфельбаум. Балашова свидетельствовала против Апфельбаум на допросе во время следствия, в частности, в зачитанном протоколе с ее слов говорилось, что Апфельбаум имела право проверять финансовые отчеты.

Свидетель обвинения Балашова: Я давала такие показания, после того, как следователь мне сказал… Да, я действительно, плакала. Была очень стрессовая ситуация… Да, я оговорила себя и Апфельбаум. Потом я писала ходатайство в СК. В нем говорится, что я не обязана знать закон о бухучете. Но мое ходатайство не было приобщено к материалам дела.

Судья Менделеева: Вы знакомились с протоколом? Подписывали?

Свидетель обвинения Балашова: Да.

Судья Менделеева: Вам говорили, что вы можете внести замечания?

Свидетель обвинения Балашова: Если бы вы знали, сколько они переписывали протокол.

Судья Менделеева: То есть вы не подтверждаете показания, которые давали следователю, потому что находились под эмоциональным давлением?

Свидетель обвинения Балашова: Да

Судья Менделеева: Кто у нас там следователь?

Прокурор Резниченко: Васильев.

 

29-е заседание, 16 декабря 2019

https://oteatre.info/29-e-zasedanie/

Суд допрашивает свидетеля обвинения Евгению Павлюченко (Соколову), во времена «Платформы» работавшую в департаменте поддержки искусства и народного творчества. В своих показаниях следствию оговорила свою начальницу, подсудимую Апфельбаум, заявив, что та не давала ей первичные документы на проверку.  

Прокурор Резниченко: Вы давали такие показания на следствии?

Свидетель обвинения Павлюченко: Я не подтверждаю данные показания. Потому что эти показания даны под давлением. Следователи выдали мне готовый протокол допроса. Не давали возможности вносить правки. Угрожали, что я будут сидеть рядом с остальными обвиняемыми: «Либо вы свидетель обвинения, либо вы обвиняемый». Когда адвокат был в туалете, мне следователь кулуарах говорил: «Вы подумайте о своих детях».

Судья Менделеева: То есть у вас адвокат был.

Свидетель обвинения Павлюченко: Да, адвокат был в шоке от того, как велся допрос.

Судья Менделеева: Вас сколько допрашивали?

Свидетель обвинения Павлюченко: Пять или шесть раз. Мне после допроса пришлось уехать в больницу…

Судья Менделеева: Вас потом допрашивали? Вы такие показания давали?

Свидетель обвинения Павлюченко: Я плохо помню, какие показания я давала, потому что это было под давлением.

Судья Менделеева: Ну, понятно. Придете к нам, когда мы Васильева (следователь, проводивший допрос. – Прим. Ред.) будем допрашивать?

Свидетель обвинения Павлюченко: Да.

 

34-е заседание, 14 января 2020

https://oteatre.info/34-e-zasedanie-7studia/

Суд допрашивает специалиста со стороны следствия, который восстанавливал данные с компьютера бухгалтера «Седьмой студии» Ларисы Войкиной. Адвокаты защиты утверждают, что выводы этой технической экспертизы сфальсифицированы. На предыдущем заседании адвокат Харитонов заявил: «Никакого ноутбука Войкиной и в помине нет».

Судья Менделеева: Данные диски были результатом экспертизы?

Специалист: Согласно фотографии, должны быть они.

Судья Менделеева: Данная экселевская таблица была вами восстановлена?

Специалист: Я не просматривал файлы, которые были восстановлены.

Судья Менделеева: Вы восстанавливали, но не просматривали?

Специалист: Сейчас поясню…

Листает том и спрашивает у адвоката Карпинской.

Специалист: То есть она (таблица) была обнаружена на этом оптическом диске?

Адвокат Карпинская (иронически): Я не знаю.

В зале смех.

Подсудимый Малобродский: На дисках, которые мы исследовали в суде, содержится информация с большим перечнем товаров детского назначения: подгузников, смесей для детского питания и так далее. Также содержится ряд документов, датированных до 2010 года. Каким образом эта информация оказалась на интересующих суд восстановленных дисках?

 

35-е заседание, 21 января 

https://oteatre.info/35-zasedanie/

На этом слушании судья Менделеева, заподозрив предвзятость второй экспертизы, только на том основании, что эксперты были знакомы с обвиняемыми, заказала третью экспертизу. Сторона защиты предложила 12 кандидатов, все они были судом отклонены. В качестве причины было назван не знакомство потенциальных экспертов с обвиняемыми и даже знакомство «через одно рукопожатие». В рамках разбирательства Менделеева организовала беспрецедентную процедуру выбора экспертов прямо на судебных заседаниях.

Один из экспертов – Елена Баженова, ныне директор Департамента финансово-правовых вопросов и кадрового обеспечения МХАТа им. М. Горького, по первому образованию – инженер-электрик.

Адвокат Харитонов: Зависим ли МХАТ им. М. Горького от Минкульта?

Эксперт Баженова: А вы как считаете?

Адвокат Поверинова: Кто вас пригласил в качестве эксперта?

Судья Менделеева: Суд.

Адвокат Поверинова: У меня вопрос не к суду был.

Судья Менделеева: А ответил суд.

Следом суд предложил в качестве кандидата в эксперты Фёдора Кириллова — главного юрисконсульта МХАТа им. М. Горького.

Судья Менделеева: До этого где работали?

Кандидат в эксперты Кириллов: В сфере безопасности в Екатеринбурге. Возглавлял ЧОП. В экономике работал, свой бизнес был.

Адвокат Харитонов: Вы обладаете знаниями в области искусствоведения?

Кандидат в эксперты Кириллов: Специально не учился, но опыт есть.

Смех в зале.

Новые эксперты, как по заказу, обнаружили хищение, близкое к результатам первой экспертизы.

В апреле 2020 года ни одно заседание суда не состоялось по причине карантина. Однако суд то и дело намеревался эти заседания провести, несмотря на риски, связанные с состоянием здоровья участников процесса. Последние получали сообщение суда о том, что во время процесса в здании суда безопасно, потому что там будет работать бактерицидная (!) лампа.

 

44-е заседание, 1 июня 2020

https://oteatre.info/izbrannye-mesta-iz-novoj-ekspertizy/

На этом заседании по делу «Седьмой студии» были оглашены результаты третьей комплексной экспертизы. Экспертом, отвечающим за искусствоведческую часть, суд выбрал театроведа Ольгу Галахову (Королеву), которая, как и 12 отвергнутых судом экспертов, тоже прекрасно знакома с обвиняемыми.

Выдержки из удивительного заключения Галаховой были подробно разобраны журналом ТЕАТР.:

 

Дело «Седьмой студии»: избранные места из новой экспертизы

 

48-е заседание, 15 июня 2020 года

https://oteatre.info/48-e-zasedanie-7-studiya/

Очередной допрос свидетеля обвинения Филимоновой – заместителя бухгалтера «Седьмой студии» обвиняемой Нины Масляевой.

Филимонова: Меня принуждали (следователи. – Прим.ред.) говорить, что идет обналичивание, что я видела какие-то обналичивания, которые происходят. Заставили вообще подписать, что я все знала, что там идет преступная деятельность. Следователь Васильев говорил, что если я не подпишу, то меня сейчас же закуют в наручники и отправят в тюрьму. Следователь Лавров не только кричал, что я преступница. Он озвучивал показания Петченко. Показывал, что Петченко говорит, что он обналичивал, что я обналичивала. У меня уже не было сил сопротивляться тому, что следователи говорят.

Судья Менделеева: Вы обращались в прокуратуру?

Филимонова: Я не знала, что я могла обращаться. Мне было страшно. Под конец я вообще ничего не помнила. Я приходила туда после реанимации. Я приходила туда в состоянии допинга. В состоянии лекарственных портов. За час до очной ставки мне следователь Лавров говорил, что если я сейчас изменю показания, я остаюсь здесь.

Прим.ред.: Имеется в виду тот самый старший следователь Александр Лавров, который, после передачи дела «Седьмой студии» в суд, был высочайше пожалован в генералы.

 

49-е заседание, 16 июня 2020

https://oteatre.info/49-e-zasedanie/

В суд пришли два специалиста со стороны защиты Никитина и Строкова, подготовившие заключение на экспертизу Елены Баженовой и Ольги Галаховой (Королёвой).

Ксения Никитина работает в некоммерческом партнёрстве судебных оценщиков «Союз» в должности оценщика и судебного эксперта. Она утверждает, что Баженова использовала нормативы, которые были утверждены двумя приказами Минкульта — одни вступили в силу в апреле 2016 года, а вторые — в феврале 2017 года. Оба этих документа выходят за даты определения стоимости, поскольку «Платформа» проводилась в 2011-2014 годах

Основной вывод гендиректора НП «Союз» Натальи Строковой состоит в том, что затраты на «Платформу» составили 264 миллиона рублей, а не 87 млн. рублей, как указано в экспертизе.

________

Суд переходит к допросу эксперта Елены Баженовой.

Адвокат Харитонов: Знакомились ли вы с показаниями фигурантов дела?

Эксперт Баженова: Знакомилась. Но не полностью. Я знакомилась с обвинительным заключением и в основном с показаниями Масляевой.

_________

Адвокат Карпинская говорит, что в деле есть полная смета на «Сон в летнюю ночь», и спрашивает у Баженовой, почему она ее не учитывала.

Эксперт Баженова: А зачем? Если считать по нормативам, то учитывать детальную смету спектакля не надо.

__________

Апфельбаум говорит, что при подсчетах нужно было использовать несколько коэффициентов.

Эксперт Баженова: Я считаю, что нужно было использовать только один корректирующий коэффициент.

Подсудимая Апфельбаум: Это ваше личное мнение?

Эксперт Баженова: Да.

Подсудимая Апфельбаум: Знаете ли, что во всех федеральных театрах применялись разные корректирующие коэффициенты? Почему вы их не учли?

Эксперт Баженова: Я посчитала, что не нужно было.

Подсудимая Апфельбаум: Когда вы считали гастроли от марта-апреля 2014 года, почему использовали такой базовый коэффициент? (Называет конкретную цифру коэффициента).

Эксперт Баженова: Могла быть опечатка.

_______

Адвокат Харитонов: Давайте уточним: ваши нормативы стали действовать с 2016 года.

Эксперт Баженова: Ну и что!

Адвокат Харитонов: Вы запрашивали затраты на период «Платформы» у культурных федеральных организаций?

Эксперт Баженова: Нет.

Адвокат Харитонов: То есть это ваше субъективное мнение о том, какими нормативами и расчетами пользоваться, верно?

Эксперт Баженова: Да.

__________

Адвокат Харитонов: Почему вы перформансы считали как спектакль?

Эксперт Баженова: Перформанс похож на спектакль. Перформанс намного меньше стоимости спектакля.

Адвокат Харитонов: А почему к трем медиафестивалям вами применяется норматив одного спектакля?

Эксперт Баженова долго молчит.

_________

Баженова сообщает, что перепутала нормативные акты в экспертизе.

Адвокат Карпинская: А вы почему не предупредили суд, что напутали, чтобы мы могли подготовиться?

Судья снимает вопрос.

50-е заседание, 17 июня 2020

Допрос следователя Павла Васильева, многократно обвиненного в давлении на свидетелей обвинения.

Адвокат Харитонов: Почему вы допрашивали Филимонову два раза без адвоката и по одним и тем же вопросам?

Судья Менделеева: Снят вопрос. Меня интересует только одно: было ли оказано моральное давление на свидетелей.

Адвокат Харитонов (Васильеву): Как вы можете объяснить, что показания Филимоновой, которые она давала с адвокатом, кардинально отличаются от тех, которые она давала без адвоката?

Судья Менделеева: Снят вопрос.

____________

Адвокат Карпинская спрашивает, были ли Масляева и Малобродский при очной ставке в наручниках. Следователь говорит, что не помнит.

Адвокат Карпинская: То, что люди были в наручниках, это не является оказанием давления?

Судья Менделеева: Снят вопрос.

____________

Карпинская показывает следователю, что в протоколах допросов Махмутовой и Жуковой есть совершенно идентичные абзацы.

Адвокат Карпинская: Они что, говорили одинаковыми словами?

Судья Менделеева: Снят вопрос.

____________

Карпинская просит показать видео с очной ставки Масляевой и Малобродского. «На нем видно, что они были в наручниках. Мы это считаем прямым давлением».

Судья Менделеева: У вас есть право снимать следственные действия?

Следователь Васильев: Конечно.

Адвокат Карпинская: У вас есть право вести допрос в наручниках?

Судья Менделеева: Снят вопрос. Еще есть вопросы?

Адвокат Харитонов: Есть, но вы же их снимаете.

_______

Судья Менделеева вызывает к кафедре юриста Минкульта Людмилу Смирнову.

Адвокат Карпинская оглашает документы из тома 234, в которых говорится, что 23 мая 2017 года министерство просило у ГСУ СК РФ по Москве привлечь лиц, которые похитили субсидию по проекту «Платформа», а 24 мая 2017 года датировано постановление СК о привлечении представителя министерства в качестве потерпевшего.

Карпинская спрашивает, как получилось так, что дело завели раньше, чем министерство узнало, что оно «потерпело».

Представитель Министерства Смирнова говорит, что ей «неизвестны эти детали».

Адвокат Карпинская: Вы прежней экспертизе не доверяете?

Судья Менделеева: Снят вопрос.

Адвокат Карпинская (Смирновой): Вы как ущерб первоначально установили?

Судья Менделеева: Снят вопрос.

Адвокат Карпинская: Вы заявляете ущерб по делу Масляевой в 133 млн рублей, а по делу «Седьмой студии» в 129 млн рублей. Почему?

Судья Менделеева: Снят вопрос.

Адвокат Карпинская: Скажите, Министерство культуры хочет незаконно обогатиться?

Судья Менделеева: Защитник, снят вопрос! Суд делает вам замечание!

__________

Допрос следователя Монича.

Судья Менделеева: Какие-то угрозы свидетелям от вас были?

Следователь Монич: Нет.

Судья Менделеева: Протоколы записаны с их слов?

Следователь Монич: По возможности.

Ропот в зале суда.

Судья Менделеева: Замечания были?

Следователь Монич: Если были, они могли их вписать.

Прокурор показывает Моничу протоколы допроса Синельникова.

Судья Менделеева: Как можно допросить свидетеля в одно и то же время и в одну и ту же дату, но так, чтобы содержание допросов было разным?

Следователь Монич: Техническая ошибка.

Смех в зале.

__________

Алексей Малобродский просит признать оценочную часть новой экспертизы недопустимым доказательством по делу, поскольку эксперт Баженова неправомерно применила нормативы, не воспользовалась всем массивом данных, не смогла убедительно обосновать в суде свои выводы.

Софья Апфельбаум говорит, что экспертиза Баженовой противоречит нормативным актам самого Минкульта и что эксперт в своих подсчетах не учла более 157 миллионов рублей. Апфельбаум подробно, со ссылками на нормативные документы самого Минкульта, поясняет, где именно некорректно провела подсчет Баженова, и поясняет суду, что, если неучтенную сумму прибавить к выведенной экспертом Баженовой сумме 87,5 миллионов рублей, то получится сумма 245,2 миллионов рублей, что больше общей суммы субсидий от Министерства культуры (216,5 миллионов рублей).

Адвокат Карпинская зачитывает ходатайство: «В связи с наличием явных противоречий может быть назначена повторная экспертиза по тем же вопросам в ином составе экспертов».

Суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства.

На этом же заседании стадия судебного следствия неожиданно завершается.

Судья Менделеева назначает прения сторон на 22 июня.

В ходе прений гособвинение должно запросить сроки для обвиняемых.

 

Занавес.

Комментарии
Предыдущая статья
Выходит книга о разомкнутых формах в современном российском театре 20.06.2020
Следующая статья
Участниками онлайн-фестиваля Volksbühne станут Волкострелов и Троицкий 20.06.2020
материалы по теме
Новости
Началось рассмотрение апелляции на приговор Беркович и Петрийчук
Сегодня, 16 декабря, в апелляционном военном суде во Власихе (Подмосковье) началось рассмотрение апелляции на приговор по делу драматурга Светланы Петрийчук и режиссёрки Жени Беркович.
Новости
Серебренников в Вене выпускает премьеру о власти и традициях
Сегодня, 26 сентября, Венская опера выпускает первую премьеру сезона 2024–2025 — «Дона Карлоса» Верди в постановке Кирилла Серебренникова. Дирижёр-постановщик спектакля — Филипп Жордан.