ГИД: РАМТ – Российский государственный академический молодежный театр

На фото - здание Российского академического молодежного театра © пресс-служба РАМТа

АДРЕС Театральная пл., 2

РОЖДЕНИЕ В 1921 году 17-летняя заведующая теамузсекции Моссовета Наталья Сац предложила наркому просвещения Луначарскому создать первый в мире театр для детей и получила одобрение. Соответственно, в 2021 году РАМТ торжественно отметил своё 100-летие.

НАЗВАНИЕ Изначально театр получил имя Московский театр для детей, с 1936 года – Центральный детский театр (ЦДТ). Название РАМТ (Российский академический молодежный театр) возникло в новейшие времена – в 1992 году.

ЗДАНИЕ На 100 лет старше театра. Построено в 1821 году по заказу генерал-лейтенанта Константина Полторацкого (участника пяти войн и прототипа пушкинского «дяди самых честных правил» из первых строк «Онегина»), который и стал его первым владельцем. Спроектировано архитектором Осипом Бове в составе единого ансамбля Театральной – тогда Петровской – площади. Нижний этаж занимали галереи. А пространство, где сейчас расположено фойе нижнего этажа, можно было пройти насквозь и попасть таким образом на Большую Дмитровку. Первые театральные представления в особняке были даны в 1840-х годах, когда в нём обосновался Московский артистический кружок под руководством Островского. Полноценная театральная жизнь в этом доме началась с появления в нем Нового театра Лентовского – тогда же, в 1880-е, появилась настоящая сцена и зрительный зал.

На фото – современный большой зал Российского академического молодежного театра © пресс-служба РАМТа

Позже здесь работали: частная опера Сергея Зимина, театр Константина Незлобина и МХАТ II Михаила Чехова. ЦДТ, который первые 15 лет прожил в доме, где сейчас расположен Электротеатр, переехал в здание на Театральной площади в 1936 году. Подробно об истории особняка на Театральной можно прочесть в книге, которая вышла к его 200-летию.

ИМЕНА В ИСТОРИИ Именно на этой сцене сыграл свои первые роли на профессиональной сцене Олег Ефремов – любимцем публики стал его Иван в «Коньке горбунке» Марии Кнебель. Здесь Анатолий Эфрос встретил одного из главных артистов своего театра Льва Дурова. Здесь поставил свой дипломный спектакль «Король Матиуш Первый» – по одноименной сказке выдающегося польского режиссера и педагога Тадеуша Корчака – Петр Фоменко (его телеверсию можно посмотреть на сайте РАМТа по ссылке.

НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ С 1980 года художественным руководителем театра является Алексей Бородин, который называет себя – и вполне обоснованно – последователем Зиновия Корогодского, с чьим именем связан «золотой век» ленинградского ТЮЗа и тюзовского движения вообще. Бородин, как и Корогодский, уверен, что детям в театре так же важен серьезный разговор об их насущных проблемах, как и взрослым, но у каждого возраста эти проблемы – свои. Поэтому репертуар РАМТа сбалансирован по категориям детство-отрочество-юность, при этом, все спектакли рассчитаны на семейный просмотр и последующий разговор детей и родителей. Бородин не приветствует «культпоходы», а также скучную стабильность, отдавая предпочтение творческому процессу как в меру безумному художественному поиску.

ПЛОЩАДКИ РАМТ – рекордсмен по приспособлению собственных пространств под игровые. Кроме Большой (на 600 мест) сцены спектакли идут на нескольких камерных площадках: Черной комнате (бывший репзал), Маленькой сцене (фойе верхнего яруса), Белой комнате (антресоли над зрительским гардеробом), во внутренних дворах, а иногда еще и под сценой и на лестнице. Кроме того, до конца сезона в репертуаре  спектакль-аудиоэкскурсия «Сто» по всему театру (режиссер Александр Хухлин).

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО РЕПЕРТУАРУ Зачастую РАМТ становится одним из первых профессиональных театров в жизни подрастающего человека, поэтому качественные спектаклями большой формы для детей стоит искать здесь: это «Денискины рассказы» Рустема Фесака, «Кролик Эдвард» Рузанны Мовсесян, «Черная курица» Екатерины Половцевой. Как и спектакли 12+, на которые стоит пойти всей семьей в вечернее время, чтобы после обсудить ключевые жизненные вопросы: «Алые паруса» Алексея Бородина, «Сотворившая чудо» Юрия Еремина, «Манюня» Рузанны Мовсесян, «Я хочу в школу» Александра Баркара, «Остров сокровищ» Александра Коручекова.

Есть у РАМТа важная программная тема, которую инициировал и ведет худрук театра Алексей Бородин – глубинные и разносторонние разговоры с большой сцены о гражданском долге, личностном выборе, социальных вызовах. Эта тема сдружила РАМТ и британского драматурга сэра Тома Стоппарда. Драматургическая трилогия Стоппарда «Берег утопии», шедшая в театре более 10 лет, стала одной из легенд и визитной карточкой РАМТа в России и за ее пределами. В нынешнем репертуаре эту линию продолжают «Проблема», «Нюрнберг» и «Горе от ума» в постановке Бородина. Кроме того, Алексей  Бородин выпустил драму взросления по роману Алексея Варламова «Душа моя Павел». И он же в настоящий момент репетирует новую пьесу Стоппарда «Леопольдштадт» (премьера – в конце сезона).

На фото – сцена из спектакля “Алые паруса”, режиссер Алексей Бородин © пресс-служба РАМТа

При этом Алексей Бородин не чурается беллетристики: спектакли-детективы по текстам Бориса Акунина «Фандорин» и «Инь и Ян» (в двух версиях) – абсолютные зрительские хиты. И не боится конкуренции, приглашая на постановки именитых коллег: Юрия Бутусова («Сын»), Юрия Грымова («Цветы для Элджернона»), Владимира Мирзоева («Оборванец»). Любопытно и разнообразно работал под крылом Бородина Егор Перегудов, который в 2018-2022 занимал пост главрежа: «Ромео и Джульетта», «Сны моего отца», «Петя, волк и Володя-музыкант».

В многочисленных камерных пространствах театра – экспериментальные опыты для всех возрастов. В результате проекта «Молодые режиссеры – детям» родились идущие и в нынешнем сезоне «Как кот гулял, где ему вздумается», «Волшебное кольцо», «Бесстрашный барин», а позже – «Леля и Минька». Другая молодая режиссерская компания (из первого «набора» тут только Алекснадр Хухлин) выпустила пять спектаклей по «Повестям Белкина» в разных жанрах и стилях, на которых точно не заскучают подростки. А петербургский режиссер Дмитрий Крестьянкин, объехав 8 деревень и пообщавшись с ребятами 12-17 лет, создал документальный спектакль «Деревня и я» о жизни сегодняшних подростков вдали от больших городов. В Черной и Белой комнате с огромным зрительским успехом идет «Волна» Галины Зальцман по тексту Тода Штрассера, спектакль-реконструкция одного интересного социального эксперимента в одной американской школе.

В теплое время года спектакли идут и во дворах: сильно заранее приходится заботиться о билетах на «Зобеиду» Олега Долина и «Дни Савелия» Марины Брусникиной.

КРОМЕ СПЕКТАКЛЕЙ Театр регулярно проводит тематические лаборатории с открытыми показами эскизов – мест мало, их нужно буквально «ловить» на сайте. Кроме того, здесь регулярно проходят театрализованные читки новой литературы для детей и подростков «ВСЛУХ». Также РАМТ ведет системную и разнообразную работу со зрителем. Здесь функционируют три образовательных клуба для детей с родителями, Молодежный проект «ТЕАТР+», Пресс-клуб,  Учительский клуб. А кроме того – выходит регулярная интернет-газета «Рамтограф».

ГОВОРИТ РАМТ

«Миссия нашего театра одна: театр спасает человека от одиночества». Алексей Бородин, художественный руководитель РАМТа

«Наша главная задача – чтобы зритель, побывавший у нас в детстве и в отрочестве, не только возвращался бы с детьми и внуками, но чтобы и ему самому, уже взрослому, было у нас интересно». Софья Апфельбаум, директор РАМТа

Более подробную информацию ищите на официальном сайте театра: https://ramt.ru/

Комментарии
Предыдущая статья
Хабенский отправит зрителей МХТ в «Сталинград-Волгоград» 24.01.2023
Следующая статья
Чулпан Хаматова сыграет в латвийском спектакле по Гоголю 24.01.2023
материалы по теме
Новости
Ушёл из жизни режиссёр Александр Пономарёв
На 65-м году жизни умер режиссёр Александр Пономарёв. Об этом сообщил Российский академический Молодёжный театр на своём официальном сайте.
Новости
Филипп Гуревич ставит «Ленинградские сказки» без хэппи-энда
Сегодня, 22 марта, на Большой сцене РАМТа пройдёт премьера спектакля Филиппа Гуревича «Ленинградские сказки» (12+) на основе одноимённого цикла книг Юлии Яковлевой.