Мы продолжаем следить за тем, что происходит с театром и культурой вообще в нынешнее тяжёлое время. О событиях предыдущих недель, прямо или косвенно связанных с боевыми действиями в Украине, читайте в наших хрониках (неделя 1, неделя 2, неделя 3, неделя 4, неделя 5,неделя 6, неделя 7, неделя 8, неделя 9, неделя 10, неделя 11, неделя 12, неделя 13, месяц 4, месяц 5, месяц 6, месяц 7, месяц 8, месяц 9, месяц 10, месяц 11, месяц 12, месяц 13, месяц 14, месяц 15, месяц 16, месяц 17, месяц 18, месяц 19, месяц 20, месяц 21, месяц 22, месяц 23, месяц 24, месяц 25, месяц 26, месяц 27, месяц 28, месяц 29, месяц 30, месяц 31). Редакция приняла решение перейти с еженедельного выпуска хроники на ежемесячный, но мы надеемся и верим, что вскоре их не нужно будет публиковать вовсе.
25 ОКТЯБРЯ
14:05. На фасаде Рязанского музыкального театра установили мемориальную доску Александру Сапрунову, погибшему в зоне боевых действий в Украине год назад. Сапрунов был главным балетмейстером театра и режиссёром.
В публикации на сайте Рязанского музыкального театра сказано (орфография сохранена): «24 октября 2023 года Александр Сапрунов, выбравший для себя очень символичный и значимый позывной “Артист”, получил смертельное ранение при танковом обстреле, спасая из-под огня раненных товарищей. За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, прапорщик Александр Сапрунов посмертно награждён Орденом Мужества».
19 ОКТЯБРЯ
20:00. В Чаданском драматическом театре (Республика Тыва) прошла премьера спектакля «Ундарава, авай …» («Не грусти, мама»), «основанного на реальных событиях из жизни участника спецоперации Кан-Демира Лопсана-Комбу, героя телепередачи “Малахов”», как сказано на сайте правительства региона.
Местное информагентство поясняет: «Кан-Демир Лопсан-Комбу спас своего сослуживца Олега Фадеева. Благодаря своему подвигу он стал героем передачи Андрея Малахова на телеканале “Россия 1”. Для написания пьесы автор Лара Хомушку неоднократно встречалась с Кан-Демиром, разговаривала с его матерью и связывалась по телефону с Олегом Фадеевым». Свой текст Хомушку создавала год назад на лаборатории проекта «Театр фактов», организованной Национальным театром Тывы при поддержке ПФКИ. Под кураторством критиков Александра Вислова и Екатерины Морозовой драматурги писали документальные пьесы «на основе исследований историй участников последних военных действий и их родных» («участников специальной военной операции по защите Донбасса»). Эскиз спектакля по пьесе Хомушку тогда же представила Мариана Кара-Сал, режиссёр нынешней премьеры.
9 ОКТЯБРЯ
21:00. В Тверском академическом театре драмы прошло представление «первого сборника воспоминаний участников специальной военной операции и их родных под редакцией Захара Прилепина» — книги «Нет уз святее товарищества», в которой «истории и сюжеты последовательно складывают общую картину событий и раскрывают военные будни: от эпизодов боевой работы до исторической роли России». Главный режиссёр театра Александр Павлишин пообещал в течение сезона создать постановку на основе этой книги: «Мы давно занимаемся поиском современной драматургии, которая мгновенно била в ритм происходящего, — цитирует его слова портал Tverlife.ru. — Мы должны говорить с людьми на честные темы открыто. Это главный критерий современной драматургии». А директор Тверской драмы Елена Постнова добавила: «Очень рассчитываю на то, что нашему театру удастся создать такой проект, который будет истинным подтверждением того, что нет большей заслуги, чем положить жизнь за други своя».
08 ОКТЯБРЯ
22:00. 18 октября в берлинском пространстве Musikbrauerei пройдёт первая публичная читка пьесы Виктора Шендеровича* «Концепция». В ней примут участие Чулпан Хаматова и Максим Суханов, а также политолог Екатерина Шульман* и журналист Максим Курников*. Режиссёр — Марат Гацалов.
Шендерович* в своей пьесе на грани политической сатиры и исторической драмы исследует тему «крушения империй, переписывания истории и борьбы за власть». «Место действия — Древний Рим, хотя события, образы и персонажи создают аллюзию на современность, остро и актуально комментируя её», — говорится в описании события.
«Десять лет назад я написал пьесу „Концепция“, из римской жизни, так сказать, — рассказывает Виктор Шендерович*. — Старого сенатора Цезия очень даже был не против сыграть Олег Табаков (роль писалась на него). Он ходил вокруг пьесы, как кот вокруг миски с горячим молоком, и оправдывался голосом кота же Матроскина: „Витёк, я ж государев человек…“. Потом случился 2014 год, и тема постановки моих пьес отпала в принципе».
Напомним, что месяцем раньше, 18 сентября, участники читки Чулпан Хаматова и Максим Суханов вместе сыграли в рижской постановке Дмитрия Крымова «Записки сумасшедших».
* признаны минюстом РФ иноагентами