Хроника: театр во время боевых действий. Месяц 29

На фото — сцена из спектакля Юрия Темирбаева «Позывной „Кузбасс“» © соцсети Кемеровского областного театра драмы имени Луначарского

Мы продолжаем следить за тем, что происходит с театром и культурой вообще в нынешнее тяжёлое время. О событиях предыдущих недель, прямо или косвенно связанных с боевыми действиями в Украине, читайте в наших хрониках (неделя 1неделя 2, неделя 3неделя 4неделя 5,неделя 6, неделя 7неделя 8неделя 9неделя 10, неделя 11, неделя 12неделя 13, месяц 4месяц 5месяц 6месяц 7, месяц 8месяц 9месяц 10месяц 11месяц 12месяц 13месяц 14месяц 15месяц 16месяц 17, месяц 18, месяц 19, месяц 20, месяц 21, месяц 22, месяц 23, месяц 24, месяц 25, месяц 26, месяц 27, месяц 28). Редакция приняла решение перейти с еженедельного выпуска хроники на ежемесячный, но мы надеемся и верим, что вскоре их не нужно будет публиковать вовсе.

21 ИЮЛЯ

17:00. «Упсала-Цирк» 16 и 17 августа сыграет в Лейпциге премьеру спектакля «Suitcases» («Чемоданы»). Работа над постановкой, как сообщает руководитель коллектива и режиссёр Лариса Афанасьева, продолжалась на протяжении двух лет. Это своеобразный «сборник коротких цирковых историй», ставший результатом лабораторных занятий.

«Чемоданы» адресованы зрителям от 10 лет — как взрослым, так и детям, с которыми, по убеждению создателей постановки, «нужно говорить о важном». В спектакле участвуют четверо артистов. С помощью цирковых средств (акробатики, жонглирования, диаболо и современного танца) они на основе пережитого за последние два года опыта пробуют вместе со зрителями размышлять над вопросом: «Что я найду в своём чемодане и помогает ли мне это на пути к цели, к обретению места в новом мире, — или заставляет замереть в ожидании?».

В описании спектакля перечислены и другие вопросы, над которыми размышляют его создатели: «Какие впечатления лежат в твоём чемодане? В какое путешествие вы отправились вместе с ним? Что бы ты хотел в нём оставить, а от чего хотел бы избавиться? Кого вы встретите на пути и как эта встреча изменит вашу жизнь? И самый важный вопрос: переезд — это что-то трагическое или просто шаг в новую жизнь?».

Напомним, сейчас «Упсала-Цирк» переместился в Германию, однако часть коллектива продолжает работать и выпускать новые постановки в родном Петербурге.

18 ИЮЛЯ.

12:00. Суд отменил Ивану Вырыпаеву приговор с 8-летним сроком по апелляции. По информации РИА «Новости», это произошло из-за нарушений, совершённых при рассмотрении дела в суде. Сейчас дело повторно направлено на рассмотрение в Басманный суд.

Напомним, в декабре 2023 года Иван Вырыпаев был заочно осуждён на 8 лет колонии общего режима, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с администрированием сайтов, сроком на 4 года. Также он был объявлен в международный розыск.

Вырыпаева обвиняют в публичном распространении заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных сил РФ, совершённом по мотивам политической, идеологической, национальной ненависти или вражды (ч. 2 ст. 207.3 УК РФ). С 2014 года драматург и режиссёр Иван Вырыпаев живёт и работает в Польше.

16 ИЮЛЯ

23:00. Компания SNAMI.Project анонсировала KRYMOV FEST, который пройдёт с 7 по 9 сентября в Таллине. Проект приурочен к юбилею Дмитрия Крымова, которому в октябре исполнится 70 лет.

7 и 8 сентября соответственно на площадке Kino Artis пройдут показы видеозаписей двух последних московских спектаклей режиссёра, увидеть которые вживую уже невозможно, — «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция» (театр «Мастерская Петра Фоменко») и «Костик» (Театр имени Пушкина). А 9 сентября в Русском театре театральный критик Сергей Николаевич проведёт «открытое интервью» с Дмитрием Крымовым (эта встреча названа «В понедельник и больше никогда» — по ассоциации с фильмом отца Крымова, Анатолия Эфроса, «В четверг и больше никогда»). Предполагается, что центральной темой разговора станут спектакли, поставленные режиссёром в последние годы за рубежом, и театр как таковой.

11 ИЮЛЯ

14:20. Муж Светланы Петрийчук Юрий Шехватов опубликовал в телеграм-канале её последнее слово в суде. Публикуем его полностью.

«Одна из первых фраз, которую на первом заседании сказал мне мой защитник – что мы с Беркович находимся в том же «аквариуме», где слушала свой приговор Караулова. Он точно знает, он был и её защитником тоже. Мой мастер по драматургии, конечно, учил, что нужно максимально хорошо изучить своего персонажа, но я как-то не рассчитывала, что познакомлюсь с ним настолько близко.

Весь этот год я чувствую себя жертвой величайшего абсурда, который когда-либо встречала и в жизни, и в искусстве. А ещё я чувствую себя оскорблённой. Ведь 6 лет назад, когда я писала пьесу, я была уверена, что делаю нечто максимально одобряемое органами правопорядка – помогаю предотвратить преступление доступными мне как писателю средствами. Я пыталась исследовать мотивы правонарушения – точно так же, как делали десятки других писателей до меня. Я написала, что такие женщины существуют – и вы, уважаемый суд, знаете это как никто. Мы выслушали больше 20 свидетелей, которые подтвердили, что никакого оправдания терроризма в пьесе нет. Но вообще-то речь идёт о тексте на русском языке, без сложной лексики и без спецтерминов. Чтобы определить, топит автор за ИГИЛ* или нет, вообще не нужно быть ни кандидатом искусствоведения, ни экспертом-лингвистом. Достаточно говорить на русском и закончить среднюю школу. Неосведомлёнными о том, что в тексте есть оправдание терроризма, по мнению обвинения, оказались за 6 лет пара сотен профессионалов в области театра, Минкульт, СТД и ФСИН, тысячи зрителей, многие сотни людей, которые за 14 месяцев написали нам письма в СИЗО. Ну да, и пара учёных-лингвистов, один из которых пишет книги по методикам лингвистической судебной экспертизы. А обвинение знает лучше.

Пошёл 15-й месяц, как мы в СИЗО. И самое время, чтобы абсурд отступил. Чтобы мы с Беркович, наконец, занялись тем, что действительно имеет смысл – работали, заботились о близких, обнимали любимых и восстанавливали здоровье. Пусть здравый смысл, наконец, победит».

*террористическая организация, запрещённая на территории РФ

 

8 ИЮЛЯ

19:20. Театр Романа Виктюка меняет название на «Театр — Сцена „Мельников“» — в честь архитектора-конструктивиста Константина Мельникова, построившего здание. Об этом сообщил Константин Богомолов, назначенный в июне худруком театра. В официальной публикации не сайте Театра Виктюка говорится, что часть спектаклей текущего репертуара новое руководство планирует снять, их место займут работы режиссёров, «исповедующих разные стили и эстетики». «Это будет театр, опирающийся на традиции русского драматического искусства во всём многообразии его проявлений — от психологических до формотворческих, — говорится на сайте театра. — Это будет театр, открытый современности и чутко реагирующий на жизнь нашего общества, ибо театр, теряющий связь с современностью, — умирает. И главное, этот театр был, есть и будет театром о людях и для людей».

Дирекция намерена «оберегать» те спектакли Романа Виктюка и его учеников, которые «не теряют эстетической энергии». Остальные либо вернутся в репертуар в обновлённом варианте после серии репетиций нового руководства, либо навсегда исчезнут из репертуара. «Расставание со спектаклями, как и с прошлым, — всегда болезненно, — говорится в публикации на сайте. — И мы отлично осознаём это, но полагаем принимаемые решения единственно верными. Театр — не музей, и жив театр только когда открыт к переменам». Актёр и режиссёр Дмитрий Голубев сообщил в соцсетях, что новым руководством принято решение о снятии с репертуара спектаклей Романа Виктюка «Служанки», «Последняя любовь Дон Жуана», «Несравненная!», «Иллюзии любви», «Кот в сапогах», «Маскарад Маркиза де Сада», а также постановки Игоря Неведрова «Венецианка» и «Лакейских игр» Александра Карпушина. «Федра» Виктюка выйдет в обновлённой редакции Богомолова.

Сейчас сайт театра находится на реконструкции, на нём отображаются новости и афиша. В дальнейшем должен вновь появиться раздел о творчестве Романа Виктюка и его спектаклях. Дирекция также намерена «поддерживать память о режиссёре, организуя юбилейные мероприятия и лекции». Кроме того, инициировано открытие памятной доски на здании театра.

Напомним, авторский частный Театр Романа Виктюка был создан в Москве в 1991 году. В 1996-м театр получил статус государственного и собственное помещение на Стромынке. Романа Виктюка не стало в ноябре 2020 года, после его ухода художественным руководителем театра стал Денис Азаров, покинувший пост в 2022 году. С тех пор театром управлял худсовет, пока 7 июня 2024 года не стало известно о назначении Константина Богомолова на должность нового худрука Театра Романа Виктюка, которую он совмещает с аналогичным постом в Театре на Бронной.

19:22. Женю Беркович и Светлану Петрийчук осудили на 6 лет колонии. Суд удовлетворил запрос обвинения. Подробнее об этом — по ссылке.

16:00. Сегодня, 8 июля, прошло 16-е, последнее заседание по делу режиссёрки Жени Беркович и драматурга Светланы Петрийчук.

Заседание началось в 11:00. На сегодняшнем заседании продолжились прения по делу — выступали адвокаты Ксения Карпинская и Елена Орешникова, сама режиссёрка и Светлана Петрийчук. После чего обе они произнесли своё последнее слово. На этом прения были завершены.

По информации защиты сегодня в 18:30 будет оглашён приговор, на который пустят публику.

Напомним, что на 9 заседании судья Юрий Массин перевёл процесс в закрытий режим.

Статьёй 205.2 УК РФ — «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма», — по которой открыто дело, предусмотрен штраф или лишение свободы на срок от 5 до 7 лет. По информации стороны защиты, обвинение запросило наказание в виде 6 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

5 ИЮЛЯ

19:00. В рамках офф-программы Авиньонского фестиваля — 2024 покажут мультимедийный интерактивный перформанс Катрины Гридиной «Быть Русской 2022–2024». Показы перформанса пройдут с 5 по 7 июля на сцене Théâtre «Au Chapeau Rouge».

Перформанс посвящён проблемам современной российской эмиграции и жизни после 24 февраля 2022 года. «Посредством авторской поэзии, танца, открытого диалога с аудиторией и видеоинтервью из личных архивов автор предлагает погружение в непосредственный опыт сохранения человечности, поиска устойчивости и понимания самоидентификации в раздробленном мире», — сказано в анонсе постановки.

Перформанс поднимает важнейшие для современных эмигрантов вопросы о том, как продолжать что-то делать несмотря ни на что. Работа состоит из нескольких частей — интерактивного диалога со зрителем, видеоинтервью с вынужденными мигрантами, танцевальной импровизации, а также итогов еженедельной лаборатории перформеров, находящихся в эмиграции.

Подробнее о перформансе можно узнать по ссылке.

13:10. Защитники Жени Беркович сообщили, что прокурор Екатерина Денисова на вчерашнем заседании суда запросила для Беркович и Петрийчук 6 лет колонии. Напомним, статьёй 205.2 УК РФ — «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма», — по которой открыто дело, предусмотрен штраф или лишение свободы на срок от 5 до 7 лет.

Помимо 6 лет колонии общего режима, гособвинение запросило для Беркович и Петрийчук «лишение права заниматься деятельностью, связанной с администрированием сайтов электронных информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети интернет, на срок 4 года». Время, проведённое Беркович и Петрийчук в СИЗО с 4 мая 2023 года, будет зачтено в срок отбывания наказания из расчёта «1 день за 1 день».

 

4 ИЮЛЯ

19:00. Сегодня, 4 июля, в закрытом режиме прошло 15-е заседание по делу режиссёрки Жени Беркович и драматурга Светланы Петрийчук. На нём начались прения, и прокурор Екатерина Денисова сообщила, какое наказание запрашивает сторона обвинения. Напомним, статьёй 205.2 УК РФ — «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма», — по которой открыто дело, предусмотрен штраф или лишение свободы на срок от 5 до 7 лет. Какой именно вариант запрошен для Беркович и Петрийчук, неизвестно, так как 13 июня по ходатайству стороны обвинения судья Юрий Массин перевёл процесс в закрытый режим. Также сегодня в прениях выступила защита Светланы Петрийчук. 

Следующее заседание пройдёт 8 июля.

На фото — Женя Беркович после заседания суда 4 июля 2024 года © Александра Астахова

 

3 ИЮЛЯ

14:13. Сегодня, 3 июля, в закрытом режиме прошло 14-е заседание по делу режиссёрки Жени Беркович и драматурга Светланы Петрийчук, перенесённое с 27 июня из-за отсутствия защитников Беркович. Временно в права адвоката Жени Беркович вступил Игорь Павловский, заключивший соглашение накануне, — сейчас ему необходимо ознакомиться с материалами дела. Ксения Карпинская вернётся из отпуска в Москву 4 июля и постарается быть на заседании, о чем суд извещён.

Напомним, что 13 июня по ходатайству стороны обвинения судья Юрий Массин перевёл процесс в закрытый режим.

Уголовное дело открыто по статье 205.2 УК РФ — «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма». Причиной задержания стал спектакль Беркович «Финист Ясный Сокол» по документальной пьесе Светланы Петрийчук — о женщинах, которые познакомились в интернете с представителями радикального ислама и уехали к ним в Сирию.

12:00. Краснодарский Театр Защитника Отечества анонсировал запуск фестиваля «ПереПрава». К участию в нём приглашают военнослужащих, росгвардейцев и добровольцев, участвующих в боевых действиях в Украине. «Стихи поэтов, принимавших участие в Великой Отечественной войне (многие из них ушли на фронт со школьной скамьи), стали важной частью русской классической литературы, — говорится в публикации на сайте театра. — Сегодня военную поэтическую летопись пишут наши современники. Не сомневаемся, что в боях „Современной Великой Отечественной“ тоже будут добыты строки, которые мы сможем передать грядущим поколениям как бесценные исторические свидетельства и поэтические сокровища. Собрать и сохранить их, отдать должное их героическим авторам-воинам — наш долг».

 

1 ИЮЛЯ

18:00. Первые показы спектакля Дмитрия Крымова «Записки сумасшедших» с Чулпан Хаматовой и Максимом Сухановым пройдут с 18 по 21 сентября 2024 года на площадке LED Unit Halle в Риге. «В этом зале проходили репетиции и съёмки спектакля, поэтому коллектив артистов решил, что в сложившейся ситуации место, где родился спектакль, идеально подходит для его премьеры», — говорится в публикации на сайте продюсерской компании Art Forte.

Напомним, ранее Латвийский Национальный театр отказался от показа «Записок сумасшедших» и ввёл мораторий на спектакли на русском языке до окончания конфликта в Украине. Постановка идёт на русском языке и рассказывает о попытках русских артистов в эмиграции найти своё место в мире. Премьера должна была пройти в Национальном театре в середине сентября, однако решение сдать в аренду сцену для этого спектакля вызвало возмущение части общественности, результатом чего и стала отмена проката.

 

27 ИЮНЯ

13:00. Сегодня, 27 июня, в закрытом режиме должно было пройти очередное заседание по делу режиссёрки Жени Беркович и драматурга Светланы Петрийчук. Уголовное дело открыто по статье 205.2 УК РФ — «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма». Причиной задержания стал спектакль Беркович «Финист Ясный Сокол» по документальной пьесе Светланы Петрийчук — о женщинах, которые познакомились в интернете с представителями радикального ислама и уехали к ним в Сирию.

Сегодняшнее заседание перенесено на 3 июля из-за отсутствия защитников Жени Беркович: Ксения Карпинская находится в отпуске, а Елена Орешникова на больничном.

12:00. 29 июня в театре «Ромэн» пройдёт премьера спектакля о событиях на Донбассе. Пьеса Валерии Янышевой «Песочные часы» отмечена третьей премией патриотического конкурса «Новое время. Новые герои», который прошёл при поддержке СТД РФ, Минкульта и Президентского фонда культурных инициатив. Спектакль поставила сама автор пьесы, актриса и режиссёр «Ромэна» Валерия Янышева.  

На сайте театра сказано: «Действие пьесы происходит в наши дни, в Донбассе, где на город наводят страх вооружённые националистические группировки. Члены одной из них жестоко надругались над Соней, невестой главного героя, цыганского парня Мигеля.

Вторая сюжетная линия – история младшего брата Сони, подростка, которому успели забить голову фашистскими идеями. В пьесе происходит столкновение националистических и гуманистических идей, идеи главных героев о том, что всех людей Бог создал одинаковыми и создал для любви, а не для вражды. Во имя любви и желания остаться вместе герои пытаются преодолеть давление родни, внешних враждебных сил, жизненных обстоятельств, собственных сомнений и предрассудков.

В спектакле ярко и сильно показан нацизм – как грозный и опасный враг, который должен быть уничтожен, а его идеология – вырвана прежде всего из детских голов. Зритель должен видеть, что нацизму нет оправдания».

 

26 ИЮНЯ

22:00. Сегодня, 26 июня, в закрытом режиме прошло 12-е заседание по делу режиссёрки Жени Беркович и драматурга Светланы Петрийчук, обвиняемых в «публичном оправдании и пропаганде терроризма» за спектакль «Финист Ясный Сокол» о женщинах, которые познакомились в интернете с представителями радикального ислама и уехали к ним в Сирию.

Заседание началось с опозданием на два часа. Сегодня в зале суда со стороны защиты допросили актёра Алексея Макарова, выпускника ГИТИСа. На этом выступления свидетелей закончились и начался допрос самих подсудимых. Светлана Петрийчук давала показания до 18:30. Женю Беркович начали допрашивать после перерыва, в 21:20. В 22:00 заседание было завершено. Продолжение суда назначено на завтра, 27 июня, в 12:00. По информации канала «Адвокаты PRO людей» защита планирует заявить ходатайство о признании недопустимым доказательством «деструктологической» экспертизы Романа Силантьева, а также настаивает на просмотре в суде полной видеозаписи спектакля «Финист Ясный Сокол».

Напомним, что на 9-м заседании по ходатайству стороны обвинения судья Юрий Массин перевёл процесс в закрытый режим.

13:00. Дмитрий Курляндский отказался от «Золотой Маски». Композитор сообщил об этом в своих соцсетях: «Для меня это „весточка“ из другой, навсегда потерянной жизни. Спектакль прекрасный (хоть и видел его я только в записи), команда — близких и дорогих мне людей. Спектакль, как водится, во многом о той жути и грязи, в которой мы живём. <…> Мне важно, что театр всё ещё может говорить о главном — я благодарен всем, кто создавал этот спектакль. Конечно, принять эту „маску“ я не могу — это персональная номинация, поэтому я имею право высказать своё персональное мнение — лично для меня сегодня „маска“ стала гримасой системы, уничтожающей театр, а за ним и человеческие жизни. <…> Символом нового официального российского театра является процесс над Женей Беркович и Светланой Петрийчук. У меня есть возможность это сказать — и я этой возможностью обязан воспользоваться. Тем не менее, я знаю, что в стране — и в театральном сообществе — множество замечательных людей, которые буквально приставлены к стенке, но они продолжают служить правде и чести».

Курляндскому была присуждена «Маска» как лучшему композитору за спектакль пермского «Театра-Театра» «Катерина Измайлова».

Также в соцсетях о вручении «Масок» высказался Эмиль Капелюш: «Лучше всякой премии для меня лично было бы завершение судебного фарса — дела Жени и Светы. Ещё думаю о том, как мало в нашей театральной среде тех, кто проявил с ними солидарность. При всём этом я очень благодарен театру (театр кукол в городе Чебоксары) и всей постановочной группе за возможность честной работы в такое сложное время». Капелюш стал лауреатом премии как лучший художник в театре кукол за совместное с Юрием Сучковым оформление «Короля Лира» в Чувашском театре кукол.

 

25 ИЮНЯ

18:00. Сегодня, 25 июня, в закрытом режиме прошло 11-е заседание по делу режиссёрки Жени Беркович и драматурга Светланы Петрийчук. Уголовное дело открыто по статье 205.2 УК РФ — «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма». Причиной задержания стал спектакль Беркович «Финист Ясный Сокол» по документальной пьесе Светланы Петрийчук — о женщинах, которые познакомились в интернете с представителями радикального ислама и уехали к ним в Сирию.

Сегодня в зале суда выслушали показания свидетелей защиты: театрального критика, кандидата искусствоведения Павла Руднева, специалиста-лингвиста Анатолия Баранова, специалиста-психолога Оксаны Гуриной и театроведа, члена экспертного совета «Золотой Маски — 2022» Марины Шимадиной. 

Напомним, что на позапрошлом заседании по ходатайству стороны обвинения судья Юрий Массин перевёл процесс в закрытый режим.

Следующее заседание пройдёт завтра, 26 июня. Мы следим за развитием событий.

15:05. Красноярский театр кукол анонсировал участие в проекте Красноярского отделения СТД РФ «Театр. Территории. Новое время», «направленном на создание условий для развития театров ЛНР и ДНР и формирование единого культурного пространства». С 19 по 31 августа артисты из Красноярска покажут в луганских городах и посёлках спектакль «Русский крест» и выпустят премьеру «Козлёнок, который умел считать до десяти» в Свердловске. Кроме того, театральный критик Владимир Спешков проведёт «семинар-практикум по развитию театральных обозревателей в территориях ЛНР и ДНР», а на круглом столе для представителей сообщества прочитает лекцию «Российские театральные фестивали: история процесса и современная ситуация». Также участниками круглого стола станут председатель местного отделения СТД Андрей Пашнин и директор Красноярского театра кукол Татьяна Попова.

15:00. В зоне боевых действий в Украине погиб отправившийся туда добровольцем артист Горномарийского драматического театра Михаил Пекцоркин. В публикации местного портала «PROгород» сказано: «В Козьмодемьянске очень много патриотов, людей, готовых встать на защиту Родины. Есть они и среди марийских артистов. Михаил Пекцоркин стал третьим актёром театра, который погиб на СВО».

Это далеко не единственный случай гибели артистов и работников российских театров в зоне боевых действий весной-летом 2024 года. В июне о смерти Леонида Гусарова (экс-актёра омской «Галёрки», Нижегородского театра комедии и театра «Стрела») сообщила Жуковская детская школа искусств № 1, где он преподавал, а Коми-Пермяцкий национальный драматический театр — о кончине заместителя директора театра Владимира Трушникова. В обеих публикациях использована формулировка «погиб при выполнении боевой задачи».

Комментарии
Предыдущая статья
Шерешевский устроит в МТЮЗе «Медовый месяц в „Кукольном доме“» 25.06.2024
Следующая статья
В Театре имени Ленсовета осмыслят чеховскую прозу как «лекарство от беспомощности» 25.06.2024
материалы по теме
Новости
Диденко ставит в Мангейме спектакль о любви во время войны
Сегодня, 27 сентября, в Национальном театре Мангейма (Германия) пройдёт премьера спектакля Максима Диденко «Ночь в Лиссабоне» по одноимённому роману Эриха Марии Ремарка.
Новости
Борис Алексеев выпустит в Воронеже моноспектакль по Зюскинду
28 сентября в воронежском Никитинском театре пройдёт премьера спектакля Бориса Алексеева «Контрабас» по одноимённой пьесе Патрика Зюскинда.