Янковский создаёт «философский стендап-пикареску» по Гоголю и Климу

На фото — сцена из спектакля «КОСМОС, или Жизнь — необъяснимая загадка» © пресс-служба театральной мастерской «АСБ»

24 и 25 ноября на малой сцене петербургского Театра имени Комиссаржевской Театральная мастерская «АСБ» сыграет премьеру спектакля Алексея Янковского «КОСМОС, или Жизнь – необъяснимая загадка» по тексту Клима.

Творческий союз драматурга Клима и режиссёра Алексея Янковского сложился ещё в середине девяностых — начале нулевых. Результатом этого сотрудничества стал целый ряд важнейших для русского авангардного театра спектаклей. В их числе — «Активная сторона бесконечности», «Я… Она… Не Я и Я…», «Отелло» и другие. К пьесе «Космос, или Жизнь — необъяснимая загадка» Янковский уже обращался ранее: в 2015 году он поставил её в московском театре «МодернЪ».

В этой работе Клим монтирует «Выбранные места из переписки с друзьями» с поэмой «Мёртвые души», дополняя их собственными размышлениями «о природе актёра и человека» и собирая всё это в цельный текст. Комбинация двух сочинений Гоголя отнюдь не случайна. «Выбранные места из переписки с друзьями» — «поворотный» для автора труд, размышление обо всех сферах жизни: от быта до смысла религии. Мотивы «Выбранных мест…» переплетаются у Клима с поэмой «Мёртвые души» через образы главных героев, позаимствованных из поэмы, — Чичикова и Селифана. Они отражают в себе «парадоксальность природы человека — его тягу к земному, бытовому и желание трансцендентного», — сказано в пресс-релизе спектакля.

Жанр постановки определён как «пикареска или плутовской роман». Главным героям, «как и персонажам плутовского романа, свойственна двойственность характера, и в то же время они выступают как альтер-эго по отношению друг к другу», — говорится в релизе. Создатели постановки также характеризуют происходящее на сцене как «философский стендап».

Режиссёр Алексей Янковский, опираясь на текст Клима, анализирует в своём спектакле взаимоотношения человека с реальностью. Обращаясь к феномену «русской души», её метаморфоз и влекущих её соблазнов, авторы спектакля стремятся ответить на вечный вопрос «почему живая душа вдруг обращается в мёртвую». «”Космос” – это, прежде всего, история о нас: обо всём, что с нами происходит, — поясняют авторы спектакля. — Про то, что мир по прошествии времени не меняется. О природе человеческих взаимоотношений и чувств, о преступлениях против нравственности и жизни».

На сайте Театральной мастерской «АСБ» сказано, что постановка связана с тремя важными датами: на 2022 год приходится 180-летие публикации первого тома «Мёртвых душ», 170 лет со дня смерти Гоголя, а автору пьесы, драматургу и режиссёру Климу, в этом году исполнится 70.

В спектакле заняты Кристина Бойцова и Александр Кошкидько. Музыкальным оформлением постановки занимается сам Алексей Янковский.

Алексей Янковский — театральный режиссёр, педагог, основатель и художественный руководитель «Театральной мастерской “АСБ”», лауреат премии «Новая драма», участник фестивалей «Рождественский парад», «LUDI», «Монокль». Поставил более 50 спектаклей на профессиональной сцене в России и за рубежом. Янковский постоянно обращается к текстам Клима на разных театральных площадках. Помимо уже упомянутых совместных работ, в числе постановок Янковского по сочинениям Клима – «Анна Каренина» в петербургском театре «Мастерская» и Лаборатория «”Восемь из числа семь” или семь дней с Идиотом».

Комментарии
Предыдущая статья
В Петербурге пройдёт хореографическая премьера на музыку Лагутенко 20.11.2022
Следующая статья
В «Красном факеле» сыграют «Сына» Зеллера как лирическую драму 20.11.2022
материалы по теме
Новости
Александр Збруев сыграет в премьере Богомолова в Театре на Бронной
Сегодня, 27 апреля, на Основной сцене Театра на Бронной пройдёт премьера спектакля Константина Богомолова «Одна и один».
Новости
Волкострелов в Перми исследует «полифонию жизни» в коридоре
Сегодня и завтра, 27 и 28 апреля, на «Сцене-Молот» Пермского Театра-Театра пройдёт премьера спектакля Дмитрия Волкострелова «Коридор».