Сегодня была на спектакле 4D, все знакомые уже о нем написали, я тоже хочу. Пошла в Театр.doc на спектакль «Соседи» про августовские белорусские события. Делал его Сергей Гиндилис с актерами из Беларуси, живущими в Москве, в технике «вербатима в наушниках». В наушниках актеры, а в ушах у них звучит речь их респондентов, которую они тут же транслируют. Есть мнение, что таким образом расстояние между героем и исполнителем еще больше сокращается. На пороге театра стояли милиционеры, к чему Театр.doc уже привычен. Они весело говорили: «мы вас охраняем», но зачем они здесь, уже было понятно.
Потом спектакль начался: пять актеров с текстами, в основном сборными из разных героев, говорили немного о себе: немолодая женщина (среди ее героинь – актриса из купаловского театра), молодая женщина, израильский эмигрант, приехавший навестить родных, врач и бывший полицейский. Потом рассказывали, как все началось, на задник-экран проецировались крупные планы. Зал был полный.
Минут через 20 после начала дверь открылась, зажгли свет и вошел человек (не в форме), сказал, что пришло сообщение, что зал заминирован и всем надо выйти, будут ждать сапера с собакой. Все было понятно, народ смеялся, но что делать?
Вышли. Решили продолжать на улице. Актеры встали на ступеньки перед театром, зрители их окружили. Еще минут через пять тот же человек вышел, сказал, что, если будет взрыв, в нас полетят осколки, так что надо уйти.
Всей толпой отошли метров на 200 и снова встали вокруг актеров на тротуаре и проезжей части между какими-то заведениями. На этой части набережной ремонт, все перекопано, все въезды перекрыты, всюду надписи, что проезд закрыт, так что пусто.
Еще минут через 10 со стороны театра пришел новый дядя без формы и стал говорить, что идут звонки от заведений, которым мы мешаем, и вообще у нас несогласованное массовое мероприятие и всем надо разойтись. То, что это спектакль и на него билеты куплены, его не убеждало, у него было указание. Просили показать удостоверение, он протараторил, что его зовут Денис Сергеевич Осипов (я запомнила!) и хлопнул перед носом какой-то красной книжечкой. Нормально ее показать отказался, говорил: вот отойдем в сторону, тогда покажу. Не знала, что все так таинственно.
Он не отставал, так что решили пройти еще вперед по набережной. Там была строительная решетчатая загородка, так что актеры встали с одной стороны от нее, а зрители – с другой. Это было очень выразительно. Продолжили играть.
Еще минут через 10 вдруг неведомыми путями приехали две полицейские машины, из которых вышли уже люди в форме, и даже кое-кто в «космонавтских» шлемах. И стали говорить, чтобы все разошлись и не мешали проезду. Ощущение было действительно квадро, вот с одной стороны мы слушаем сильные рассказы о том, как людей хватали на улицах, избивали и тащили в милицию, а с другой – к нам подъезжает милиция и требует не собираться. Невольно думаешь о том, что пока, вроде, не бьют, но есть неприятное чувство, что до этого недалеко. Стало ясно, что они не отстанут. Режиссер сказал, что спектакля осталось на полчаса, но уж в другой раз. Машины подождали, пока все начали расходиться, и тогда поехали. Спектакль, кстати, снимали, и шла трансляция, когда начали разгонять, зрители и даже герои из Беларуси звонили, спрашивали, что у нас происходит. Что-что.