«БродскийМаяковскийБлок» Елены Маховой поселятся в «Практике»

На фото — Елена Махова в спектакле «БродскийМаяковскийБлок» © Лука Бутомо

Сегодня, 29 мая, в Малом зале московской «Практики» пройдёт премьерный показ спектакля-концерта Елены Маховой «БродскийМаяковскийБлок» (12+). 13 июня эту постановку можно будет увидеть уже в Большом зале театра.

Актриса, ученица Олега Кудряшова Елена Махова дебютировала как театральный режиссёр в 2019 году — спектаклем «Зелёные щёки апреля» по пьесе Михаила Угарова. Спектакль-концерт «БродскийМаяковскийБлок» Махова поставила в 2021-м. Эта работа выпускалась как независимый проект и исполнялась на различных московских площадках. Сейчас «БродскийМаяковскийБлок» будет идти на постоянной основе в театре «Практика» — в качестве первого спектакля-участника проекта «Практика литературы».

О важности «гения места» Елена Махова рассказала нашей редакции: «Площадка очень важна, и на прогонах я увидела, что пространство меняет спектакль, вытачивает новые грани. А „Практика“ — это для меня родной и любимый театр, первая профессиональная сцена, на которой я сыграла спектакль: в 2011 году мы выпустили здесь „Бабушек“, они до сих пор идут с большим успехом, пережив много вех и эпох театра. И я счастлива, что мой режиссёрски-актёрский спектакль теперь будет именно здесь, — я его никуда ни разу не предлагала, не пыталась где-то договориться. Конечно, „Практика“ — это знаковое место, а для меня лично — театр внутренней свободы и личностных высказываний».

Напомним, помимо «Бабушек» Светланы Земляковой, в числе актёрских работ Елены Маховой — роли в спектаклях Театра Наций, Театра.doc, Музея-театра «Булгаковский дом». Этапным для неё стал спектакль Жени Беркович «Считалка», в котором Махова сыграла главную роль. Впоследствии в компании «Дочери Сосо» вышла ещё одна постановка Беркович с участием актрисы — «Рисовая собака» (в обновлённом варианте — «Синяя рисовая собака»). Другая артистка «Дочерей Сосо», Ульяна Лукина, вместе с Маховой участвует в спектакле «БродскийМаяковскийБлок». Их партнёрами стали актёры Валентин Самохин и Сергей Котюх (они играют по очереди) и Максим Жегалин.

Елена Махова не только актриса, режиссёр (в том числе спектакля Мобильного Художественного театра «Малыш навсегда») и педагог, но также поэт и лидер музыкальной группы «ЛенаНеМогу» — обращение к музыкально-поэтическому формату можно считать закономерностью. О том, как соединялись в спектакле три непохожих поэта и зачем сегодня нужна постановка о «костре немыслимой любви», Елена Махова подробно рассказала нашей редакции: «У каждого свой багаж, который он собирал всю жизнь: то, что у тебя в сердце. И всё, что внутри, мы отдаём на этом спектакле, — для этого я когда-то его создала. Это спектакль о любви, о душе, о том, как ей бывает одиноко. Он создан для того, чтобы, может быть, одиночествам на сцене и одиночествам в зале стало теплее. В этом спектакле нет „застолблённых“ вещей, прямой контакт с залом. И жанр — спектакль-концерт: у нас здесь два инструмента — слово и музыка. И „я“ актёра. Потому что артисты (включая меня) сами находили тексты, это было одной из задач, — чтобы вынуть те слова из книжек, которые заставляют вибрировать, как будто они тобой написаны. Ты точно понимаешь, о чём они: это у меня болит, и через этот код я выдаю свою информацию. А в актёрской команде спектакля первый принцип — что это друзья. Я поняла, что если хочешь видеть друзей — бери их в работу: чтобы быть рядом в этой карусели, надо сесть на соседние сиденья. А кроме того, это блестящие профессионалы своего дела, которым я доверяю, с которыми мы говорим на одном языке и через одну линзу смотрим на мир.

Когда-то я участвовала в другом проекте со стихами Бродского из цикла „М.Б.“, к Марине Басмановой: он меня лечит и мучит, он мне нужен. И я скучала по нему, как по человеку. А потом поняла: у меня есть команда, почему бы не собраться и не выразить то, что у нас внутри. Маяковский возник в связи с тем, что я как педагог, учитель по речи и актёрскому мастерству, занималась им с учениками, и было необходимо личностное высказывание. К этим двум поэтам нужен был кто-то третий, но имя никак не рождалось. А потом я проснулась с белым словом „Блок“. Тогда родилась и цветовая палитра спектакля: чёрное, белое и красное. Иногда из тьмы мы уходим на свет, отпуская всё: белый лист. А красное — сердце бьётся, кровь течёт по венам. Так в спектакле мы проходим полный цикл, все стадии любви. И специально начинаем с Бродского — с любви взрослой, трагической, на расстоянии (и даже расстоянии навечно). Из тьмы и тоски по любимому человеку — переход в тишину, в белое начало новой жизни. Блок как бы останавливает нас и говорит: давайте подумаем, а где мы сейчас. И в этом плане история помогает. Она параллелится с тем, что происходит сейчас. А моменты непростых поворотов в истории и социуме для поэта, артиста, художника — более выигрышные: нет „мягких углов“, всё острое, на пике, на страсти. Цена любви в этот момент максимально высока, это как цена жизни. И ты успокаиваешься (Блок у нас больше про размышления и философию), понимая на фоне исторических событий, что близкие люди бесценны: сегодня ты, он есть, а завтра нет. Это про мудрую, спокойную любовь, когда сделан выбор. Про надежду, которая запускает по венам кровь, — тогда мы заканчиваем Маяковским. В том, что мы выбрали у Маяковского, — задор, такие подростковые порывы, открытая энергия. Это оптимизм и юмор, потому что задачи задавить зрителя трагедией у нас не было, и мы хотели закончить на вере в то, что любовь победит, потому что это и есть главный вектор — мы все идём к любви так или иначе. Про это и финальное стихотворение: пройдут века, сменятся поколения, исторические задники и занавесы, а энергия нашей любви останется во вселенной и будет дальше растить этот мир. Может, любовь и есть наша душа.

Оля Крикова, диджей и композитор всех моих спектаклей, находится на сцене и создаёт музыку здесь и сейчас. Музыка даёт объём и масштаб, она вне времени — и именно поэтому выводит нас к современности. И хотя привязка к внешним факторам, определённым годам для меня не важна, всегда существует какой-то исторический задник. Мы хотим выйти из этих исторических кулис, поговорив со зрителем про наше время: проводник — любовь, но она ведёт через улицы, город, страну и мир, и повороты заставляют задуматься».

Комментарии
Предыдущая статья
Бурятское фэнтези и скандинавское хюгге 29.05.2023
Следующая статья
Жене Беркович не изменили меру пресечения 29.05.2023
материалы по теме
Новости
В России издан первый сборник пьес Андрея Иванова
В издательстве «Городец» вышла книга «Источники света» — первый в России сборник пьес белорусского драматурга Андрея Иванова.
Новости
В БТК появится репертуарная версия «путешествия по дантовскому аду»
13 и 14 января в петербургском Большом театре кукол пройдёт премьера спектакля-альманаха «Данте. Божественная комедия. Вариации на тему. Часть 1. Ад». 6-часовая постановка объединит работы восьми режиссёров, выбранные из эскизных работ на проекте «Фундамент».