Бурятское фэнтези и скандинавское хюгге

На фото – спектакль "Бабушка" // Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

В Санкт-Петербурге прошел 20-й Фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин». С подробностями – Марина Шимадина.

Фестиваль «Арлекин» – это «Золотая Маска» в театре для детей. Уже 20 лет он собирает в весеннем Петербурге лучшие детские спектакли со всей страны. Посчитали, что за два десятилетия набралось 297 постановок из 175 театров 98 городов России. И это не только профильные ТЮЗы, хотя их, конечно, большинство, но и самые разные, в том числе, независимые команды. Но главное, что за это время «Арлекин» сформировал вокруг себя комьюнити людей, которые искренне увлечены детским театром и заражают своей любовью и энтузиазмом всех, кто попадает в фестивальную орбиту.

Помимо собственно фестивальной программы, конкурсной и внеконкурсной, тут всегда проводятся специальные события – образовательные семинары, лекции, круглые столы, мастер-классы и презентации, как для специалистов, так и для широкой публики. Но пожалуй, главная его традиция – это лаборатория драматургов и режиссеров, которая вот уже пять лет проводится вместе с конкурсом пьес «Маленькая Ремарка». На читки в Белом зале театра «Зазеркалье», которые иногда походят на мини-спектакли, собираются критики, режиссеры, драматурги и, что еще более важно, директора театров-участников фестиваля. Так что лаборатория превращается в своего рода ярмарку и питчинг идей. И часто именно здесь появляются новые тандемы и зарождаются проекты.

На фото – спектакль “Беглецы” // Фото предоставлено пресс-службой фестиваля.

В этом году на читках прозвучала пьеса для подростков Игоря Витренко «Яна всем нравится (нет)», где детально разбиралась тема буллинга, как показало обсуждение после показа, для многих ­– очень актуальная. Так что поступило предложение играть её в школах в целях профилактики агрессии и насилия и сопровождать показы сессией с психологом. Также были представлены две новых пьесы из шорт-листа «Маленькой ремарки» в дефицитной категории «12-». «Бегемот-невидимка» Марии Зелинской, разыгранный командой Романа Кагановича, так очаровал директоров, что его тут же вызвались поставить в нескольких театрах. В этой обаятельной пьесе мама настолько погружена в работу, что не замечает, как сын привел домой бегемота из зоопарка. «Чипатанга» Евгении Юсуповой в постановке Ивана Куркина деликатно поднимает тему смерти, показывая неизбежное увядание, умирание на примере человечка из картофелины.

Интересно, что той же теме были посвящены спектакли открытия и закрытия фестиваля – «Поход в Угри-Ла-Брек» Красноярского ТЮЗа и «Беглецы» Театра Романа Виктюка. Постановка Мурата Абулкатинова, выпускника Сергея Женовача, кстати, была создана на лаборатории, красноярской «Вешалке», тоже целиком посвященной вопросу о том, как говорить с ребенком о конечности жизни.

 

На фото – спектакль “Поход в Угри-Ла-Брек” // Фото предоставлено пресс-службой фестиваля. 

В пьесе Томаса Тидхольма «Поход в Угри-Ла-Брек» дети отправляются на поиски своего пропавшего дедушки и попадают в иной, потусторонний мир. Впрочем, ничего страшного и инфернального там нет – путь на тот свет оказывается путем воссоединения семьи, обретения близкого человека. Постановка Мурата Абулкатинова – вполне в духе прохладного шведского минимализма. Актеры максимально отстранены и почти не смотрят дуг на друга, обмениваясь репликами. Зато шикарно играет пространство. Зрители сидят на сцене, лицом к залу, куда и спускаются герои, отправляясь в свое рискованное путешествие. Они блуждают между пустых кресел, напоминающих безмолвные надгробия, а потом поднимаются на балкон, как на облако, где и встречают своего деда.

Повесть Ульфа Старка «Беглецы» тоже рассказывает о мальчике и деде, которые оказываются друг другу ближе, чем собственным детям или родителям. Их даже зовут одинаково – Готфридами. И однажды они решаются на побег из скучной больницы в маленький домик на острове, где когда-то они жили вместе с бабушкой. В спектакле Екатерины Корабельник их мечта о своем уютном хюгге-гнездышке материализуется, буквально спускается с неба, в виде светящегося неонового домика, каким его обычно рисуют дети. В этом игрушечном доме живут счастливые воспоминания – молодая бабушка машет им рукой с балкона, а в погребе хранится последняя баночка ее брусничного варенья, которая скрашивает деду последние дни его жизни. На этих сценах в зале начали хлюпать носом, а после показа многие выходили с подозрительно красными глазами. Но осеннюю меланхолию постановки – с засыпавшими всю сцену желтыми листьями, разноцветными дождевиками и печальной музыкой – оттеняет фирменный юмор Ульфа Старка и особенно игра Олега Исаева, который вместо смачной ругани лупит по барабанам. Недаром оба Готфрида, большой и маленький, получили премию «Арлекина» за лучшую мужскую роль.

На фото – спектакль “Книга всех вещей” // Фото предоставлено пресс-службой фестиваля.

«Мысль семейная» и конфликт поколений лежат и в основе спектакля Томского ТЮЗа «Книга всех вещей». Повесть Гюса Койера построена на противостоянии авторитарного отца, живущего по патриархальным религиозным законам, и сына, наделенного богатым воображением. Отец держит в страхе всю семью, считая, что наказаниями и побоями он воспитывает домочадцев и спасает их от греха. А сын дружит с соседкой – «ведьмой и коммунисткой», болтает с Иисусом, как с приятелем, и в качестве протеста устраивает дома «казни египетские». Мир на сцене представлен таким, каким его видит фантазер Томас: волшебные тропические рыбки показаны в виде «стайки» воздушных шариков, опадающие желтые листья деревьев становятся страницами дневника мальчика, а хромоножка Элиза вдруг снимает тяжелые ботинки и порхает по сцене на пуантах. Спектакль Артема Устинова впечатляет высоким постановочным уровнем, какой, к сожалению, не часто встретишь в детском театре. Тут большую роль, конечно, играют сценография Игоря Каневского и световая партитура Натальи Гары, создающие условное, метафорическое пространство и поэтическую, притчевую атмосферу. Но в итоге премию «Арлекин» за эту работу получил режиссер Артем Устинов.

Лучшим же спектаклем была названа постановка «Эмгээ» («Бабушка») Бурятского театра драмы. К сожалению, привезти её на фестиваль не удалось, как и ряд других спектаклей. Жюри ездило на просмотр в Улан-Удэ, журналистам же досталась только видеозапись,  но и она производит сильное впечатление. Пьесу, посвященную своей бабушке, написала актриса театра Ольга Ломбоева-Ранжилова. Это сказка, в чем-то похожая на «Синюю птицу» Метерлинка: девочка со своими друзьями – домашними животными – отправляется на Белую гору, чтобы вернуть умершую бабушку, и по дороге проходит множество испытаний. Режиссер Сойжин Жамбалова и художница Натали-Кейт Пангилинан создали на её основе настоящее фэнтези, где стильная сценография и костюмы героев, ролики и гироскутеры сочетаются с документальными фотографиями и трогательными рассказами актеров о своих бабушках. И в итоге фантастический рассказ о потустороннем мире обретает теплоту и сердечность: ведь наши близкие всегда рядом, даже когда они уходят от нас.

 

Комментарии
Предыдущая статья
Опубликован сборник Сергея Давыдова «Пять пьес о свободе» 29.05.2023
Следующая статья
«БродскийМаяковскийБлок» Елены Маховой поселятся в «Практике» 29.05.2023
материалы по теме
Новости
Сергей Лобан и «ГЭС-2» покажут «вымышленные истории реальных изобретений»
Сегодня, 23 декабря, в московском Доме культуры «ГЭС-2» стартует серия показов спектакля Сергея Лобана «Дело техники» (6+), адресованного юным зрителям. Увидеть постановку можно будет бесплатно — до 7 января включительно.