С 13 по 25 сентября в Белграде пройдёт 54/55 Международный театральный фестиваль Bitef — один из старейших театральных форумов в Европе. В основную программу фестиваля вошло 14 спектаклей из Франции, Бельгии, Германии, Словении, Хорватии, Сербии, Ирана, Мексики, Австрии и Чили.
В 2020 году из-за пандемии коронавируса Bitef не смог состояться в полном объёме, поэтому 54-й фестиваль решено было объединить с 55-м и провести в 2021 году под единым слоганом: «На краю будущего». События форума тематически объединены идеей постгуманизма, концепцией «мира, который должен быть менее антропоцентричным» — сообщается на сайте фестиваля. Такой взгляд сложился во многом из-за осознания угрозы экологического кризиса как в глобальном, так и в локальном масштабе: Белград является одним из самых загрязнённых мегаполисов в мире. К проблемам экологического порядка художественный руководитель Bitef Иван Меденица относит и пандемию коронавируса.
Традиционный пролог, обозначающий концепцию и предшествующий церемонии открытия, пройдёт в этом году 13 и 14 сентября. В него войдут спектакли, созданные Белградским драматическим театром: Cement Belgrade (режиссёр Себастьян Хорват) и Living room (совместная работа с театром Bitef, режиссёр Эрсан Монтаг). Living room — вторая часть трилогии The Living, начатой немецким режиссёром в прошлом году в бельгийском театре NP Gent. В спектакле Монтаг создаёт образ замкнутого мира и размышляет о быстротечности времени, одиночестве и отчуждении. Спектакль Cement Belgrade Себастьяна Хорвата представляет собой метафорическое предупреждение о том, что если идеалы будут преданы, то человека ждёт духовная и физическая деградация.
Откроет основную программу фестиваля 54/55 Bitef, а также тематический блок, посвящённый экологическим проблемам, танцевальный спектакль Traces («Следы») компании Ultima vez из Брюсселя. Его автором стал бельгийский хореограф Вим Вандекейбус, который ищет следы природного и животного в человеке. Спектакль начинается сценами нарушения природного баланса из-за строительства дороги через лес и завершается комической, но в то же время угрожающей «местью природы». Lungs («Лёгкие») Словенского национального драматического театра в Любляне (режиссёр Жига Дивьяк) ставит в центр проблему нравственного выбора влюблённых: стоит ли рожать ребёнка в и без того перенаселённом мире, где человека ждут кризисы, экологические и социальные проблемы. Танцевальный спектакль Climate Dances хореографа чилийско-мексиканского происхождения Аманды Пинья (Nada Productions, Мексика) посвящён горному региону, чьи экосистемы находятся под угрозой.
Одной из ожидаемых премьер фестиваля является работа французского режиссёра Филиппа Кена Farm Fatale — копродукция его труппы Vivarium Studio из Парижа и Kamershpile из Мюнхена. В основе сюжета — ироничная экологическая революция, устроенная пугалами, которые по разным причинам теряют работу, в том числе из-за давления корпораций на мелких фермеров. Завершит тематический блок об угрозах окружающей среде спектакль берлинского Schaubuehne и Томаса Остермайера по пьесе Генрика Ибсена «Враг народа», в которой идёт речь о борьбе учёного за охрану водных источников. Сделать классический текст более современным помогает иммерсивная сцена: зрителям предлагается принять участие в политической акции и задать вопросы об экологических и социальных проблемах. Спектакль уже был показан на Авиньонском фестивале и в Театре Наций в рамках фестиваля «Территория» в 2014 году. Кстати, самая бурная реакция на эту сцену была в Москве: во второй день показа российские зрители проявили исключительную активность и организовали настоящий митинг в поддержку доктора Стокмана.
Второй блок программы фестиваля пройдёт под знаком постгуманизма. Худрук фестиваля Иван Меденица отмечает, что спектакли будут объединены здесь не столько тематически, сколько эстетически. Проекты будут воплощать «декомпозицию человеческого субъекта исполнения». Выступления артистов-людей дополнят или даже заменят дроном и роботом, усилится роль света и визуальных эффектов. В некоторых спектаклях, особенно возникших в период пандемии, тело исполнителя и вовсе будет отсутствовать: вместо живого присутствия «оригинала» будет использована трансляция на экране или иная «подмена».
Переход ко второй части фестиваля осуществит Kaspar Югославского драматического театра (режиссёр Милош Лолич) по пьесе Петера Хандке. Ключевыми станут вопросы авторитаризма и подавления человеческих свобод. Продолжит тему контроля над человеком и манипуляции его поведением работа хореографа иранского происхождения Эхсана Хемата I Put a Spell on You («Я околдовал тебя»). В ней три танцора исполнят в пустом пространстве роботизированные и взаимно отчужденные движения вместе с дроном. В работе перформера и хореографа из Берлина Драганы Булут Future Fortune главным героем станет робот-гуманоид. В спектакле The Cherry Orchard in the Cherry Orchard («Вишнёвый сад в вишнёвом саду»), адаптации хорватского режиссёра Бобо Елчича чеховской пьесы, актёры встретятся в виртуальном пространстве Zoom-конференции для обсуждения деталей аукциона. В проекте Conference of the Absent («Конференция отсутствующих») немецкого Rimini Protokoll артисты-учёные и вовсе не появятся – якобы не смогут приехать из-за пандемии, поэтому зрители сами станут участниками несостоявшейся научной конференции.
Завершат фестиваль как художественно, так и тематически мультимедийные проекты As if the End Were Not Quite Near («Как будто конец не был совсем близок») театра Bitef (автор текста Майя Пелевич, режиссёр Никола Завишич) и Flesh («Плоть») компании из Франции d’Autres Cordes (режиссёр Франк Вигру). Первая инсталляция позволит зрителям с помощью искусственного интеллекта провести медитацию, вторая, абстрактная и лишённая сюжета, построена на визуальных, пространственных и звуковых эффектах.
Основная программа фестиваля будет дополнена традиционными проектами, такими как Bitef Polifonija, фестиваль нового цирка на Балканах, библиотека Bitef, «Философский театр». Также в этом году в течение трёх дней будет проходить большая международная конференция с обсуждением экологических и социальных вопросов.
Подробности о фестивале и участниках программы — на сайте фестиваля.