Ассоциация театральных критиков (АТК) подвела итоги 2024 года, определив список лучших спектаклей. Всего были отмечены 26 постановок, а победителем по итогам голосования стала работа Андрея Могучего — «Холопы», выпущенные в БДТ имени Товстоногова.
Кроме московских и петербургских постановок, премьера которых прошла с 1 декабря 2023 года по 30 ноября 2024 года, члены Ассоциации театральных критиков могли включить в число претендентов на звание лучших работы региональных театров, впервые показанные в любой из двух столиц в тот же период. Приводим список десяти лучших спектаклей 2024 года по версии АТК (в порядке убывания числа голосов; последние две из «шорт-листа» набрали равное число голосов):
1. «Холопы» (БДТ имени Товстоногова, Санкт-Петербург, режиссёр Андрей Могучий).
2. «Котлован» («Старый дом», Новосибирск, режиссёр Антон Фёдоров).
3. «Собачье сердце» (МТЮЗ, Москва, режиссёр Антон Фёдоров).
4. «Калечина-Малечина» (Няганский ТЮЗ, Нягань, режиссёр Сойжин Жамбалова).
5. «Палата №6» (Малый драматический театр — Театр Европы, Санкт-Петербург, режиссёр Лев Додин).
6. «Медовый месяц в „Кукольном доме“» (МТЮЗ, Москва, режиссёр Пётр Шерешевский).
7. «Три сестры» (пространство «Внутри», Москва, режиссёр Андрей Маник).
8. «Ленинградские сказки» (РАМТ, Москва, режиссёр Филипп Гуревич).
9. «Борис Годунов» (Театр Наций, Москва, режиссёр Пётр Шерешевский).
10-11. «Закат» (Дом культуры «ГЭС-2», Москва, режиссёр Дмитрий Волкострелов).
10-11. «Три» (Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург, режиссёр Пётр Шерешевский).
Не вошли в десятку лидеров, но также были отмечены членами АТК ещё 15 спектаклей. Перечисляем работы, составившие этот «лонг-лист»:
«Дачники» («Старый дом», Новосибирск, режиссёр Никита Кобелев);
«Саша, привет!» (Театр-фестиваль «Балтийский дом», Санкт-Петербург, режиссёр Анатолий Праудин);
«Голод» (МХТ имени Чехова, Москва, режиссёр Елизавета Бондарь);
«Долгин» («Волна») (Бурятский театр драмы имени Намсараева, Улан-Удэ, режиссёр Сойжин Жамбалова);
«Превращение» («Мастерская», Санкт-Петербург, режиссёр Роман Габриа);
«Буря» (Большой театр, Москва, хореограф Вячеслав Самодуров);
«Е-ЕЕ-ЕЕ!» («Старый дом», Новосибирск, режиссёр Антон Фёдоров);
«Чеховъ. Вишневый садъ. Нет слов!» («Студия театрального искусства», Москва, режиссёр Сергей Женовач);
«Бесы» («Красный факел», Новосибирск, режиссёр Андрей Прикотенко);
«Франкенштейн» («Среда 21», Москва, режиссёр Надя Кубайлат);
«Небо позднего августа» (Омский театр драмы, Омск, режиссёр Пётр Шерешевский);
«Риф» («Такой театр», Санкт-Петербург, режиссёр Борис Павлович);
«Место во Вселенной» (МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко, Москва, хореографы Вячеслав Самодуров и Максим Севагин);
«Графит» («Урал Опера Балет» и Дом культуры «ГЭС-2», Екатеринбург — Москва, хореограф Антон Пимонов);
«Не только любовь» (МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко, Москва, режиссёр Евгений Писарев).
Из 26 спектаклей в Москве были созданы 13 (включая «Графит», копродукцию площадок из двух городов), 6 — в Петербурге, 4 — в Новосибирске (из них 3 — в театре «Старый дом»). Четыре работы из числа отмеченных АТК созданы режиссёром Петром Шерешевским, три — Антоном Фёдоровым, по две — режиссёром Сойжин Жамбаловой и хореографом Вячеславом Самодуровым (с учётом спектакля «Место во Вселенной», состоящего из постановок Самодурова и Максима Севагина). Более чем одним названием в списке представлены, помимо «Старого дома», МТЮЗ и МАМТ, а также Дом культуры «ГЭС-2» (с учётом совместной с театром «Урал Опера Балет» постановки «Графит»).