Жанна Зарецкая о приличных людях на неприличном мероприятии в Петербурге

Вообще-то рубрика «Блиц» затевалась на нашем сайте для реплик из серии «Не могу молчать». Вот в этом стиле и хочу высказаться.

Меня крайне удивляет, мягко говоря, присутствие некоторого количества вполне приличных людей на так называемом Петербургском культурном форуме. Я еще как-то могу понять зарубежных людей, которым со стороны не слишком отчетливо видно, что тут у нас на самом деле творится. Наверное, отчасти понимаю тех, кто вынужден туда идти, как говорится в «Братьях и сестрах», «по партийной принудиловке»: ну вот есть должности, которые не позволяют тому, кто их занимает, не пойти и поставить тем самым под удар свои вотчины. Но я не понимаю, что помешало остальным отказаться от участия в мероприятии, которое проводит та же организация, которая спровоцировала суд над «Тангейзером» Тимофея Кулябина и уничтожение прекрасного спектакля, а также увольнение и вынужденную унизительную многолетнюю безработицу Бориса Мездрича. Которая объявляет себя пострадавшей в деле Седьмой студии – притом, что этот процесс в полный рост продолжается, и свет в конце тоннеля даже не мерещится. Организация, непрофессионализм которой влечет за собой скандал за скандалом в театральной сфере: скандал вокруг «Золотой маски», вокруг напрочь утратившего художественную составляющую Новосибирского оперного театра, скандал в Волковском театре, скандал с отменой за неделю до начала фестиваля «Территория. Камчатка» и еще пару десятков скандалов в связи с закрытиями театров и срывами неугодных власти спектаклей и фестивалей в столицах и на периферии.

Обычно результатом этого форума становится несколько жестких и смелых высказываний неуязвимых представителей российской культуры, вроде Пиотровского или Додина, и одна вопиющая глупость, произнесенная на камеры министром культуры, которую цитируют до следующего форума. Ну и еще пара-тройка облагодетельствованных с барского плеча гуманитарных проектов, о которых радостно рапортуют в Фейсбуке их руководители. Этот год, как все вы видите, не стал исключением. И мне очень хочется понять, как это возможно: в течение года вопить в постах о нелепости «Театрального марафона», сетовать, сколько театров могло бы быть построено и отремонтировано на средства, вложенные в эту откровенную показуху – и отправляться на его (её) торжественное закрытие в Мариинку; поддерживать в суде Кирилла, Соню, Юру, Лешу – и сидеть на бессмысленных акциях театральной секции. Как можно не сложить один плюс один?

Правда, еще смешнее, поехать – а потом в постах отпускать в адрес форума такие изящные фрондерские «шпильки». Как говорила Фрейндлих – Калугина в «Служебном романе»: «Или то – или то».

Два года назад в разгар следствия по делу Седьмой студии на театральной секции форума Андрей Могучий заявил, что новая театральная реальность в России – это новое театральное законодательство. И где оно? Кто-то на этом форуме о нем вспомнил? На той же двухлетней давности конференции поднявшийся в зале Дмитрий Волкострелов произнес: «Мы не можем молчать о том, что этот форум проводит министерство пропаганды» — и его реплика была встречена аплодисментами. В этом году все прошло на редкость спокойно: те приличные люди, что приехали на форум потусить, повели себя исключительно тихо и конформно, приняв все правила игры организаторов. И вот этого, коллеги, я понять совсем не могу.

Комментарии
Предыдущая статья
Работы Бенуа, Кочергина, Купера и Шемякина представят в БДТ 18.11.2019
Следующая статья
Сергей Афанасьев остается на посту худрука НГДТ 18.11.2019
материалы по теме
Блиц
Ника Пархомовская о безвременно закрытых спектаклях
Вечер длинного дня. Еду в метро, никого не трогаю, листаю ленту. Вдруг вижу пост Ксении Перетрухиной: в следующие выходные последние показы в Москве нашего «Джека Потрошителя», что, конечно, очень жалко, но что поделаешь, приходите, кто не видел, и приводите друзей,…
Блиц
Ника Пархомовская об аксиоме «художник всегда прав»
Год театра наконец закончился. Прощались с ним по-разному: кто песнями, кто плясками, кто съездами, кто форумами. А кто-то, как Новосибирск и местный Рождественский фестиваль проводили его в последний путь, спустившись в метро. Именно в подземке в ночь на 13 декабря состоялся перформанс «Предел», тут же прозванный местными остроумцами «беспределом». В каком-то…