Выбери мысль!

О спектакле Романа Феодори «Мухи», выпущенном в Красноярском ТЮЗе, ТЕАТР. уже писал в августе (премьера 27 мая этого года). Другой  наш корреспондент, смотревший спектакль недавно, также считает, что эта  постановка может войти в список самых спорных и интересных работ сезона.

«Мухи» Сартра, скажем честно, не самое репертуарное название в России. Оно и понятно — пьеса сложная, философская, анализирующая моральное состояние человека и мира в определенную эпоху. Написана в 1943 году. В Красноярском ТЮЗе спектакль идет почти четыре часа — сюжет об Оресте и Клитемнестре рассказан во всех подробностях, все перипетии политического и этического толка, так или иначе, обозначены. Правда, иногда это смахивает на дайджест — спектакль обозначает нам возможности пьесы, ее масштаб, предлагая самим выбирать — что же здесь главное, какая из мыслей Сартра актуальна именно сегодня. По сюжету Орест, выросший вдали от родины, возвращается в Аргос, где пятнадцать лет назад царствующий ныне Эгисф убил его отца Агамемнона и завладел престолом. С тех пор город сник под бременем всеобщей вины — мстительные мухи здесь жалят людей в траурных одеждах, а главным праздником является день мертвых, когда всеобщее показное покаяние достигает особой степени экзальтации.

В первом акте спектакля, пока Орест принимает парадоксальное решение остаться в этом царстве мора и лицемерия, понимаешь — речь идет, прежде всего, о семье, о попытке вернуться домой. Сам Орест в красноярских «Мухах» (Анатолий Малыхин) — лощеный, несколько пресыщенный жизнью, скучающий парень: знания его, может, и глубоки, но мы понимаем это только из текста, а так у него все повадки типичной «образованщины». Его насмешки над Богом (Эдуард Михненков из Красноярской драмы играет Юпитера стареющим политтехнологом в строгом костюме и с манерным хвостиком седых волос) — дерзкие, но довольно пустые. Вообще, этот Орест — почти обыватель, попавший волею случая в исключительные обстоятельства, в ситуацию мирового масштаба. Его постепенно меняет опыт боли, когда вместо умозрительной тоски бездомного приходят реальные страдания. Этот опыт дарит ему встреча с сестрой Электрой — прячась за темными кубами, Орест наблюдает, как резкая в движениях девушка швыряет в колонну с плоскими экранами, с которых надменно глядит Юпитер, всякую дрянь вроде дохлой кошки и каких-то тряпок.

Эта Электра (Елена Кайзер) отчасти родом из пьес Макдонаха — своехарактерная оторва с неистовой яростью и грубым смехом. Орест бережно снимает с ее рук резиновые хозяйственные перчатки, и ту всю передергивает от невыносимой боли. Вообще, отступая в сторону, надо сказать об одной примечательной детали: мир Аргоса в этом спектакле — это мир с нарушенной тактильностью. Самые легкие прикосновения здесь вызывают боль, а Клитемнестра, преступная вдова Агамемнона, не может расцепить суетливых рук. Она как леди Макбет — будто все время стирает с пальцев невидимую кровь. К финалу Электра, выбравшая судьбу матери, возьмет этот жест себе. В сцене праздника мертвых жители Аргоса, какие-то одинаковые в своих черных одеждах, будут мучительно виснуть друг на друге в объятиях, но это лишь судорога, а не чувство (хореограф Мария Сиукаева).

Одна из лучших сцен спектакля — короткое и болезненное воссоединение семьи: Клитемнестра здесь (Елена Половинкина) не просто видит в чужеземце опасность, она, на самом деле, узнает сына, и ее ярость — это и самозащита, и попытка спасти его. Она готова встать перед ним на колени, но врать не будет — в ней нет никакого настоящего покаяния, она рада, что убили «этого старого козла», ее мужа, и руку сына, протянутую в брезгливой жалости, отталкивает, вполне осознавая, что счастья уже никогда не будет. Свою молодую копию Электру (обе — с одинаковыми прическами, в обеих есть царственная горечь) она хочет научить только одному — не быть такой же, не повторить судьбу, но в финале та с каким-то даже облегчением примерит траурные облачения царицы.

Если семейная история в этих «Мухах» простроена точно и тщательно, то устройство жизни города все же несколько умозрительно. Здесь нет ощущения проказы, грязи, заразы, карантина, которое описывает Сартр — наоборот, морок Аргоса красив, эстетизирован, гламурен: плазмы, полированный подиум сцены. В глубине, сквозь занавес, просвечивает «дворец» — три рамки, в одной из которых — белая ванна, место убийств, в другой — античная колонна, висящая в пустоте, в другой — царица. В какой-то момент эти два плана эффектно сменят друг друга — как будто кровавое прошлое, призываемое беспечным Орестом, вычистит настоящее с его культурой, со светскими дискуссиями (художник Даниил Ахмедов). Сам праздник мертвых, скорее, нелеп и смешон, чем страшен или противен — слишком мультяшные здесь злодеи, диктаторы и мракобесы: нелеп истерически вещающий с верхотуры жрец, в Эгисфе есть что-то кукольное (впрочем, во втором акте у Вячеслава Ферапонтова, сохраняющего марионеточную пластику, есть место для драмы, для игры). Казалось бы, излишняя любовь власти к смерти, мифы о прошлом, все это могло бы стать острой темой, но для спектакля Романа Феодори это не так важно — правда, тогда в этом антагонизме Ореста и реальности не хватает второго полюса. Праздник мертвых проходит под титульную композицию «Игры престолов», что добавляет комичности и вводит еще одну тему, заявленную, но потом заброшенную — тему жизни как сериала: «Мухи» идут под музыку из популярных западных сериалов.

В финальных сценах первого акта появляется важная неоднозначность: Орест, вляпавшийся в большую политику из-за жалости к сестре, оказывается частью системы, основанной на жестокости и ханжестве. В его противоборстве есть и соучастие: он до крови целует сестру в губы, и вот он уже не растерянный гуманист, а герой древней драмы про богов и родовую месть. Убийство Эгисфа, повторенное трижды в разных в вариантах, — как ритуал, раскручивающий механизм истории. И все же, в самом Оресте появляется нечто новое — не только усталость, но какие-то странное спокойствие, осознание того, что его воля сильнее любых исключительных сил — будь то бог или историческая закономерность. Электра, мечущаяся от надменного Юпитера к призракам убитых, в последний раз обнимает Ореста и тот поднимает руки, словно разрывая все связи. Его уход, выбор в пользу личной, конкретной ответственности вместо размытой фикции ответственности коллективной, разрывает замкнутый круг. Жители Аргоса, рабы в черным, застывают вокруг пустого стеклянного трона. Вопрос о том, возможен ли теперь возврат к прошлому, повисает в воздухе.

Комментарии
Предыдущая статья
Юрий Муравицкий: «Как жить театру без государства» 10.09.2017
Следующая статья
Не пей! Это вода! 10.09.2017
материалы по теме
Блог
Мышкин играет Тартюфа, или Оргона взяли в разработку
Евгений Писарев поставил в Театре Наций свой второй спектакль – «Тартюфа», в новом переводе, сделанном Сергеем Самойленко. Ольга Фукс рассказывает, чем он действительно нов.
21.12.2024
Блог
“И воскресенья не будет…”
Первым спектаклем петербургского режиссера Дениса Хусниярова на посту художественного руководителя СамАрта стало «Воскресение» по роману Толстого. Это очень личное высказывание, о том, что честь стоит все-таки беречь смолоду, а «после ничего исправить нельзя». Логично, что спектакль с таким сюжетом появился…