Объявлен лонг-лист VII премии The Art Newspaper Russia

Ежегодная премия газеты The Art Newspaper Russia учреждена в 2012 году. Это почётная премия, которая вручается за заслуги в области искусства: поддерживаются инициативы по сохранению культурного наследия, отмечаются события, влияющие на современный художественный процесс, и люди, его формирующие. Победители выбираются в пяти номинациях: «Выставка года», «Музей года», «Книга года», «Реставрация года» и «Личный вклад». В этом году среди людей и событий, вошедших в лонг-лист премии, целый ряд имеет прямое отношение к театру — что, в частности, свидетельствует о тенденции междисциплинарности, взаимодействия и взаимопроникновения разных видов искусств.

Так, в номинации «Выставка года» отмечен сложнейший проект, посвящённый современному искусству, который был осуществлён в Московском музее современного искусства (ММОМА) совместно с фондом V-A-C, — «Генеральная репетиция. Представление в трёх актах. Работы из коллекции V-A-C, MMOMA, Kadist». Кураторами выставки являлись участники «Театра взаимных действий» (Шифра Каждан, Лёша Лобанов, Александра Мун, Ксения Перетрухина), а также Армен Аванесян и Мария Степанова. Об этом концептуальном проекте журнал ТЕАТР. рассказывал ранее.

Ещё один номинант на звание «Выставки года» — музейно-театральный проект «Хранить вечно», осуществлённый санкт-петербургским ЦВЗ «Манеж». Иммерсивная выставка-спектакль создавалась командой театральных мастеров — режиссёром Андреем Могучим, художником Верой Мартынов и композитором Владимиров Ранневым, а текст написала Светлана Щагина. О проекте «Хранить вечно» журнал ТЕАТР. также подробно писал ранее.

Кадр из инсталляции Веры Мартынов «ПКиО». Царское село (музейно-театральный проект «Хранить вечно»)

В той же номинации представлена серия выставок в музее-заповеднике «Царицыно», непосредственное участие в которой принимали артисты «Гоголь-центра», Мастерской Брусникина и «Июльансамбля» (Филипп Авдеев, Никита Кукушкин, Пётр Скворцов, Василий Буткевич, Варвара Шмыкова и другие). «Ожившая пьеса императрицы», «Призрак-рыЦАРЬ» и «Гипноз пространства. Воображаемая архитектура» (последняя была театру в широком смысле и посвящена, а архитектором её выступил художник Электротеатра Степан Лукьянов), придуманные и осуществлённые искусствоведом Сергеем Хачатуровым, не просто расширяли горизонты представлений о русской готической архитектуре, современной ей художественной культуре и том историческом пространстве, в котором она возникала, но и парадоксальными, остроумными средствами включала эти сюжеты отечественной истории в сегодняшний контекст. Видео, инсталляции, специально созданные для выставок объекты и даже театральные декорации, заполняя и обживая пространство царицынских дворцов, служили актуализации и переосмыслению ушедших эпох.

Съёмки фильма «Вызов. Павел», входившего в выставку «Призрак-рыЦАРЬ»

Ещё одна выставка, вошедшая в лонг-лист (она открылась месяц назад и до февраля её ещё можно увидеть), — «Пикассо & Хохлова» в ГМИИ им. А.С. Пушкина — также имеет отношение к театру, хотя и не современному: первая официальная жена художника, балерина Ольга Хохлова, здесь предстаёт не только музой, но и личностью, формирующей стиль мастера, который в тот период полон театрализации. Отношения Пикассо и Хохловой на выставке создают собственную драматургию, а среди материалов — не только живопись и графика, но также фотографии и киноплёнки.

Кроме того, в номинации «Музей года» представлен Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства (учредители премии отмечают, в частности, что «Театральный музей пытается искать свои ответы на вызовы времени»), а в номинации «Личный вклад» — основатель фонда V-A-C («Виктория — искусство быть современным») Леонид Михельсон (в частности, как упоминалось выше, одной из заслуг фонда является организация выставки «Генеральная репетиция»), а также Ася Филиппова — основатель и директор московского Центра творческих индустрий «Фабрика» (ранее известного как ПRОЕКТ_FАБRИКА), художественного центра на территории действующей фабрики, среди постоянных резидентов которого, например, Liquid Theatre.

Фото: сайты ЦВЗ «Манеж» и музея-заповедника «Царицыно».

Комментарии
Предыдущая статья
«Современник» вернулся на Чистые пруды 19.12.2018
Следующая статья
Минкульт ждёт 30 миллионов зрителей на онлайн-показы 19.12.2018
материалы по теме
Новости
Максим Диденко снимает сериал о России 2030 года
Режиссёр Максим Диденко выпустил свой первый веб-сериал “амроН”, который посвящён России в будущем. Три серии уже закончены и доступны к просмотру.
Новости
Могучий, Богомолов и Бородин опубликовали обращения по делу “Седьмой студии”
22 июня пройдут прения по делу Седьмой студии. Накануне был запущен сбор подписей под открытым письмом министру культуры Ольге Любимовой. Однако некоторые театральные деятели предпочли высказаться о громком “театральном деле” от своего имени.