Слово=Слово

Герой, от лица которого написан роман Марка Хэддона «Загадочное ночное убийство собаки», любит желтый и ненавидит красный цвет. Он не будет ужинать, если брокколи в тарелке смешается с ветчиной. Он знает все простые числа до 7507, как кровь течет по венам и как устроена солнечная система, каким смайликом обозначать печаль, а каким — счастье. Английский мальчик Кристофер в литературе — продолжатель темы сэлинджеровского Холдена и предшественник Оскара из «Жутко громко и запредельно близко» Фоера. Ставя себя на место Кристофера, автор пытается посмотреть на мир глазами человека, для которого слова значат именно то, что они значат, ни больше ни меньше.

Екатерина Цветкова / www.facebook.com/pages/МХТ-им-АП-Чехова/
Екатерина Цветкова / www.facebook.com/pages/МХТ-им-АП-Чехова/

Первое в России сценическое прочтение романа Хэддона — эскиз спектакля в МХТ — останавливается на середине книги, в переломный момент сюжета, когда детектив оказывается драмой. Авторы спектакля (режиссер Семен Александровский, художник Ольга Никитина, режиссер мультимедиа Наталья Наумова и команда мхатовских актеров) рассказывают историю, будто нарисованную Кристофером, чтобы к финалу «научиться» читать слова, как они написаны, не ища разгадок.

Все визуальное открыто рукотворно, на авансцене технология: резервуары с водой, лампы, проекторы. Артисты на глазах у зрителей складывают и разбирают пазлы из карандашных рисунков на крафте, цветных пленок-фильтров, щелкают выключателями. Образ матери — это проекция кружева на женскую фигуру, собака лизнула руку — это очень мокро, и проекцию водяных капель смахивают с лица. Текст романа читается актерами как музыкальная партитура: с листа, стоя, в немизансценической композиции, передавая друг другу партию главного героя и хора голосов, с которыми он встречается.

Екатерина Цветкова / www.facebook.com/pages/МХТ-им-АП-Чехова/
Екатерина Цветкова / www.facebook.com/pages/МХТ-им-АП-Чехова/

Проект «Новые сказки» в МХТ задуман как лаборатория по поиску театральных текстов для детей. Спектакль, который получился, может быть адресован и детям тоже, как может быть адресована ребенку и книжка без картинок. Как может быть адресована театру концепция Малевича, который вписывал в рамку картины слова.

Герой спектакля, как и все его создатели и каждый, сидящий в зале, живет в мире, где повышение голоса обозначается нажатием клавиши Caps Lock. Чтобы узнать, что мать Кристофера жива, а не умерла, как Кристоферу говорил отец, зрителям нужно вместе с актерами прочитать с экрана ее письмо. Будто увеличительным стеклом прижатые к ситуации познания, мы наблюдаем, как темная краска медленно смешивается с прозрачной. Тушь из шприца льется в резервуар с водой. Метафоры нет. Конец слов означает, что слова закончились.

Комментарии
Предыдущая статья
Афиша на 1–15 июня 02.06.2013
Следующая статья
Идиота кусок 02.06.2013
материалы по теме
Новости
«Тотальный спектакль» Лисовского целиком не посмотрит ни один зритель
Задуманный Всеволодом Лисовским проект под названием «Сто дней» стартует в конце сентября. Основной задачей спектакля-фестиваля станет исследование вопроса: каким предстанет целое в глазах зрителя, который не может это целое увидеть и охватить.
Новости
«АРТМИГРАЦИЯ — 2020» объявила афишу
Фестиваль молодой режиссуры «АРТМИГРАЦИЯ — 2020» пройдет в офлайн-формате с 12 по 20 сентября в Москве. В программу вошли спектакли театров из Санкт-Петербурга, Самары, Йошкар-Олы, Казани, Канска, Буинска, Нижневартовска, Салавата и Нижнего Тагила. Журнал ТЕАТР. публикует расписание показов.