Казанскую биеннале печатной графики посвятили «Игре в театр»

Сегодня, 12 сентября, открылась V Казанская международная биеннале печатной графики «Всадник». В этом году 120 художников из 15 стран графически интерпретируют театр — как отправную точку для ассоциаций или предмет осмысления.

Журнал ТЕАТР. обещал рассказывать об интересных начинаниях, которые возникают в связи с объявленным в России Годом театра. Не являясь в строгом смысле «начинанием», идея посвятить театру юбилейную Биеннале печатной графики, оказывается примечательной возможностью отрефлексировать театр как явление и увидеть его с точки зрения другого вида искусства.

На проходящей раз в два года Биеннале — выставке-конкурсе — представлены графические работы в самых разных техниках: ксилография, литография, офорт, современные модификации печатной графики. Посвятив юбилейную Биеннале теме «Игра в театр», организаторы предполагают продемонстрировать посетителям выставки пластические возможности художественного языка графики. При этом тема становится универсальной — понятной и близкой участникам из разных стран (а в этом году, помимо представителей различных городов России, в конкурсе участвуют художники из Германии, Греции, Израиля, Италии, Латвии, Беларуси, Мексики, Нидерландов, Польши, Сирии, Турции, Украины, Черногории, Швеции и Японии).

О многообразии мотивов, подсказанных участникам «театральным сюжетом», рассказывают организаторы Биеннале: «Тема оказалась весьма интересна авторам, которые проявили себя в разных жанрах и стилях, отталкиваясь от конкретных театральных сюжетов — трагедий и комедий Шекспира, Гольдони и Брехта, опер Рамо и Монтеверди, давая свои интерпретации театральным эпохам, жизни и творчеству театральных деятелей, театральной сценографии. Многим оказалось важнее погрузиться в философское прочтение темы, варьируя максиму „Вся жизнь — театр…“, изобретая причудливые графические формы для разнообразных жизненных ситуаций. В работах, на первый взгляд совершенно не связанных с темой театра (пейзажах, натюрмортах, портретах), проявилась собственная драматургия произведений — зарождение, кульминация и финал коллизии, выраженные в композиции, контрастах света и тени, пластике линий и пятен, графической фактуре… Казанская биеннале показывает, с одной стороны, общий интерес художников из разных стран к искусству печатной графики, к теме театра, общие культурные коды. С другой стороны, отражает разницу в мировосприятии, обусловленную историческими, географическими и национальными особенностями».

Помимо основной конкурсной программы, в рамках Биеннале можно будет увидеть специальные проекты, тематически также связанные с театром: персональную выставку победителя IV Биеннале Роберто Джанинетти (Верчелли, Италия) «Homo ludens / Человек играющий», работы художников из Академии изобразительных искусств им. В. Стржеминского (Лодзь, Польша) под общим названием «Графический спектакль» (куратор Магдалена Касперска), а также международный проект куратора Натэллы Войскунской (Москва) «Varietas delectat / Разнообразие доставляет удовольствие»: в первой части, посвящённой Моцарту, — синтез печатной графики и высокой моды (офортист Светлана Ланшакова и модельер Оксана Негода, Москва), во второй части — синтез печатных форм, света, движения и музыки (художник Марина Гурова, Москва, композиторы Патрик Вингорд, Хамбургсунд, Швеция, и Себастиан Ринг, Стокгольм, Швеция).

Экспозиция биеннале до 10 ноября будет открыта для посещения в Национальной художественной галерее «Хазинэ» Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан на территории Казанского кремля.

Комментарии
Предыдущая статья
Резидентами обновлённого «Шатле» станут Курентзис, Форсайт и Селларс 12.09.2019
Следующая статья
«Театр на Васильевском» готовится к открытию нового сезона 12.09.2019
материалы по теме
Новости
В Казани пройдет театрально-научная лаборатория «Аннигиляция»
С 5 по 14 ноября в Казани пройдет театрально-научная лаборатория «Аннигиляция»*, в рамках которой ученые предложат режиссерам реализовать свои идеи в формате театрального проекта. Инициаторами проведения лаборатории выступили критик Олег Лоевский, режиссер Дмитрий Волкострелов и Фонд «Живой город».