Луиза Шарова увольняется с поста директора Кариевского ТЮЗа

На фото - Луиза Шарова © karievteatr.ru

Директор Казанского татарского государственного театра юного зрителя имени Г. Кариева Луиза Шарова покинет свой пост 26 апреля. Об этом она сообщила на своей странице ВКонтакте.

11 апреля Луиза Шарова написала заявление об увольнении по собственному желанию. «Это трезвое, взвешенное решение и, думаю, пришло время изложить его публично, чтобы внести окончательную ясность и поставить точки над и, — написала она в публикации на своей странице ВКонтакте. — Я остаюсь тем, кем являюсь, несмотря ни на какие сложившиеся обстоятельства. Радости, вдохновения и честности нам во всем! Прежде всего — с собой)».

Вместе с этим Луиза Шарова опубликовала «Открытое письмо театру и всем любящим Театр Кариева». В нём она подвела итоги работы за время своего руководства театром. Среди них — ряд значимых премьер, над которыми работали в том числе Екатерина Гороховская, Марфа Горвиц, Тимур Кулов, Ангелина Мигранова и Родион Сабиров; проведение новых (Первая школа инсценировки «КАРАШ» по национальной классике под руководством Анастасии Букреевой, стационарный и выездной формат «Театральных уроков») и развитие ставших традиционными проектов (лаборатория молодой режиссуры «Тамга» и Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Ремесло»); получение наград на фестивале «Арлекин», Большом Детском фестивале, премии «Тантана» «За лучший детский спектакль» («Мио, мой Мио», «Камыр батыр», «Алифба: в стране букв»), а также впервые в истории театра номинация на премию «Золотая Маска» («Приключения Рустема», режиссёр — Тимур Кулов).

«Я за этот путь благодарна, думаю, и вам будет что вспомнить, — пишет в открытом письме Луиза Шарова. — Если не вышеперечисленные пункты, то, хотя бы, глупости и заблуждения наши, от чего не смогли себя уберечь: письма, жалобы, протоколы, анонимки с оскорблениями и угрозами (буду бережно хранить в личном архиве), хождения по мукам (читайте: по кабинетам), долгие изнурительные разговоры у чиновников разного уровня. Эти разговоры по большому счёту ни к чему не приводили, а только ещё больше разобщали, хотя в итоге к чему-то всё-таки привели.

Нам нужно было всё это ВМЕСТЕ пройти, и мы прошли. Осмыслится всё как следует, конечно, гораздо позже. Но, дорогие мои, запомните самое существенное: несмотря на все эти мытарства, мы с вами за эти годы ВМЕСТЕ сумели совершить невероятный скачок — театр стал точкой притяжения, местом силы как для зрителя, так и для нас самих. Более того, сообща и действуя в единстве, мы смогли преодолеть все препоны и достичь очень хороших, я бы даже сказала, замечательных результатов во многом. Да, ошибки и упущения, косяки тоже были, но именно на них и учатся. Дабы не повторить дальше.

Ещё одна большая гордость: о театре Кариева сейчас говорят на федеральном уровне, его знают, с ним считаются, на него делают ставку и сюда стремятся приехать поработать, считают за честь выпустить спектакль самые крутые режиссёры, художники, хореографы и пр. А эксперты — наблюдать за процессом развития этого и юного, и пережившего многое трудное театра, стать частью его проектов.

Я вам всем желаю в самые непроглядные, казалось бы, непреодолимые часы ПОМНИТЬ ОБ ЭТОМ. И ни в коем случае не раскисать. Хотя уверена, что всё будет хорошо, радостно, полно живой и творческой энергии, успехов, достижений, вкуса „мы можем и сделаем это!“. И вы не опустите планку, потому что она далась ценой слёз и преодолений.

Впереди нас ждут ВМЕСТЕ ещё гастроли в Ханты-Мансийск и наш дорогой, любящий „Арлекин“. Когда писала этот пост, прилетела замечательная весть: мы — снова в программе БДФ! Третий раз подряд! Поздравляю!

Ну и БЛАГОДАРЮ всех прекрасных людей, с которыми театр познакомил меня, соединил наши сердца и дал чувство родства, единства».

Увольнение Шаровой подтвердили в пресс-службе министерства культуры Республики Татарстан. «Луизой Шаровой заявление на увольнение было написано по собственному желанию, — приводит ответ ведомства издание „БИЗНЕС Online“. — Как драматург и театральный деятель она продолжит работать над театральными проектами. Также в соответствии с её опытом, компетенциями Луизе Николаевне предложены варианты по трудоустройству».

Отставке Луизы Шаровой предшествовал затяжной конфликт между ней и главным режиссёром Татарского ТЮЗа Ренатом Аюповым. Также ранее, перед началом театрального сезона 2022–2023, группа артистов пожаловалась в региональный минкульт на своего директора. Актёры требовали изменить структуру управления театром, утвердив в качестве основного руководителя худрука Аюпова. Однако такое решение не было принято.

Увольнение Шаровой прокомментировала театральный критик, шеф-редактор нашего сайта Жанна Зарецкая: «Уход Луизы Николаевны Шаровой, безусловно, событие со знаком минус для татарского театра. С момента своего появления в ТЮЗе имени Габдуллы Кариева на посту директора в начале 2021 года Шарова смогла осуществить колоссальную работу по преобразованию этого театра в живой современный театральный организм, ведущий непосредственный диалог со своим зрителем. Справедливости ради необходимо сказать, что движение в этом направлении началось ещё при Гузели Сагитовой, предшественнице Шаровой, которая руководила театром чуть более двух лет и ушла на повышение, в мэрию. Обратная связь от юных зрителей, которые становились участниками обсуждений и лабораторий, регулярно показывала, что молодёжь именно этого и ждала от национального ТЮЗа — обсуждения на сцене насущных, острых проблем в новых, сегодняшних формах, а не иллюстраций к сказкам и произведениям школьной программы. В героях спектаклей Ильсура Казакбаева, Тимура Кулова, Резеды Зариповой, которых приглашала Луиза Шарова, публика неизменно узнавала себя и своё окружение и поэтому легко подключалась к сюжетам. Классические тексты проходили перезагрузку, обретали новые ритмы (вплоть до появления на сцене реальной рок-группы) и рифмы с настоящим моментом, а иногда тексты и вовсе создавались из тревог и переживаний сегодняшних жителей Татарстана — как в спектакле о поисках национальной идентичности „Алтынч[ае]ч“. В театре регулярно проходила лаборатория „Тамга“ — площадка для эксперимента, для проб и ошибок, которая подпитывала творческую энергию труппы, стимулировала молодёжь пробовать себя в новом качестве — как Булат Гатауллин, здешний Ромео и Рустем (кстати, спектакль „Приключения Рустема“ Тимура Кулова по известной татарской повести Аделя Кутуя можно будет увидеть в Петербурге на фестивале „Арлекин“ 22 апреля), который дебютировал как режиссёр, поставив сказку „Гульчачак“ в большом фойе как мистический триллер.

Вся эта работа Луизы Шаровой и её команды воспринималась как единая художественная программа, цельная и взвешенная, в основе которой — понимание театра как территории поиска тех болевых точек, которые волнуют молодых людей здесь и сейчас, и поиска тех форм, которые смогут транслировать эту боль со сцены в зал. Не случайно Татарский ТЮЗ имени Кариева в последние годы стал известен в столицах и по стране, превратился в завсегдатая смотров и фестивалей, получил первую в своей истории номинацию на „Золотую Маску“. И публику не смущало, что театр привозил спектакли на татарском языке — потому что темы, сюжеты не требовали перевода. Как эксперт театра я убеждена, что таких людей, как Луиза Шарова, стоит поддерживать и стимулировать. Питаю хрупкую надежду, что министр культуры Татарстана Ирада Аюпова, которая мне знакома как руководитель чуткий и проницательный, найдёт аргументы, чтобы Луиза Шарова — наверное, единственный в России настоящий большой поэт на директорском посту — осталась на своём месте».

Напомним, Луиза Шарова возглавила Казанский татарский государственный театр юного зрителя имени Г. Кариева в феврале 2021 года. Луиза Шарова — один из основоположников и организаторов молодёжного движения «Калеб», целью которого является презентация творчества молодых татарских композиторов, музыкантов, режиссёров, актёров, художников, писателей. Автор поэтических книг, лауреат литературной премии им. С. Сулеймановой, Республиканской премии им. М. Джалиля, Международной премии BELLA (Россия — Италия).

Комментарии
Предыдущая статья
Светлана Землякова вернёт в Театр на Таганке «Деревянных коней» 18.04.2024
Следующая статья
Новая танцкомпания в Петербурге предлагает «поразмышлять о связи с землёй» 18.04.2024
материалы по теме
Новости
На «Площадке 51» появятся три спектакля по текстам Николая Русского
Сегодня, 30 апреля, в петербургском театре «Площадка 51» играют премьеру спектакля Филиппа Дьячкова и Марии Селедец «Коля: Анюта» по рассказу Николая Русского.
Новости
Александр Збруев сыграет в премьере Богомолова в Театре на Бронной
Сегодня, 27 апреля, на Основной сцене Театра на Бронной пройдёт премьера спектакля Константина Богомолова «Одна и один».